
Курс "ЭКОНОМИСТ БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ"
2025 год принёс значительные изменения в бюджетное регулирование, требующие от экономистов бюджетной сферы оперативного обновления знаний и навыков: новые правила формирования КБК и КОСГУ, ужесточение контроля за целевым использованием средств, цифровизация процессов казначейского сопровождения и санкционирования расходов,
новации в части формирования государственного (муниципального) задания, в части расчета субсидий и распределения общехозяйственных расходов, появилась новая судебная практика по спорам о расчете нормативных затрат, а также по трудовым спорам. Процесс планирования ФХД и формирование расчетов-обоснований и показателей необходимо проводить с учетом многочисленных изменений в правилах осуществления отдельных элементов хозяйственной деятельности с использованием подсистем ГИИС «Электронный бюджет» как в части планирования, принятия и исполнение обязательств, так и в части закупочной деятельности.
Цель курса: дать комментарии к новым нормативно-правовым документам, дать практические рекомендации руководителю планово-экономической службы. В программе выступят специалисты Министерства финансов РФ и Федерального казначейства, эксперты-практики по планированию ФХД в бюджетной сфере.
Программа предназначена для руководителей планово-экономических отделов, главных бухгалтеров федеральных и региональных органов исполнительной власти, ГРБС и их подведомственных учреждений, федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений.
Форма обучения: 5 одно- и двухдневных сессий в очном формате.
Для выступления приглашены: эксперт Центра бюджетных реформ НИФИ Минфина России, государственный советник Российской Федерации 2 класса; к.э.н., Генеральный директор АО «Система управления рисками и внутреннего контроля», действительный государственный советник города Москвы 3 класса; эксперт по бюджетному учету, преподаватель Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Разработчик учебных пособий и методик РАНХиГС по учету и планированию; заместитель руководителя направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", советник государственной гражданской службы РФ 2 класса ; эксперт-методолог по бюджетному учету и финансовому контролю, преподаватель Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Разработчик учебных пособий и методик РАНХиГС по учету и планированию; к.э.н., заместитель генерального директора АО «СУР ВК»; практикующий бухгалтер и аудитор в организациях бюджетной сферы, член ИПБР и член ИВА
И другие эксперты-практики.
СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ
ПРИ ОБУЧЕНИИ В ONLINE-ФОРМАТЕ
СТОИМОСТЬ ДЛЯ ГРУППЫ СОТРУДНИКОВ ОДНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
До 5 человек – 49 500 руб.
от 6-ти до 10 человек – 65 300 руб.
от 11-ти до 15 человек – 82 900 руб.
от 15-ти до 20 человек – 96 500 руб.
По результатам обучения каждый участник получает
Удостоверение о повышении квалификации (72 часа)
ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ стало еще более доступным – ОПЛАТА В РАССРОЧКУ на 4 месяца
Быстрое оформление, никаких процентов.
Модуль 1: Формирование и контроль выполнения государственного (муниципального) задания в учреждениях бюджетной сферы
- Государственное (муниципальное) задание в раскрытии положений Бюджетного кодекса (ст. 69.2 «Государственное (муниципальное) задание»), обязательность исполнения государственного (муниципального) задания (далее – ГМЗ). Нормативно-правовое регулирование процесса определения размера нормативных затрат федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции политики и нормативно-правовому регулированию (далее – органы-политики), исходные данные расчета нормативных затрат, сметный метод в отсутствие источников расчета.
- Формула определения объема субсидии. Постановления Правительства РФ от 26.06.2015 N 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания». Расчет нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества в части уплаты налогов на имущество. Новации 2024-25 г.г. в части используемого имущества, действия учреждения с неиспользуемым имуществом, коэффициент платной деятельности плановый и фактический. Судебная практика расчета сумм налогов с применением коэффициента платной деятельности. Нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной (муниципальной) услуги, уточненный состав списка нормативных затрат. Нормативные затраты на общехозяйственные нужды (за исключением затрат, которые учитываются в составе нормативных затрат на содержание имущества).
- Особенности распределения общехозяйственных расходов, нормативное регулирование и судебная практика. Невыполнение государственного задания, расчеты учредителя и учреждения по возврату остатков субсидии и корректировке финансового результата. Контрольные соотношения кассовых потоков учредителя и учреждения.
- Нецелевое расходование средств субсидии на ГМЗ: рассмотрение примеров и практических ситуаций, способы минимизации нарушений. Расчет объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, расчет базовых нормативов – задача учредителя, и учреждения. Самостоятельно выполненный расчет нормативных затрат может помочь учреждению в поиске наиболее эффективных способов расходования материальных и трудовых ресурсов – например, проанализировать нормы использования ресурсов с целью выявления возможности их одновременного использования (не индивидуальные, но групповые занятия); сроки использования ресурсов – с целью выявления возможности их увеличения, а также определить объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания.
- О реализации в 2025 году положений нормативных правовых актов РФ, регулирующих вопросы. Механизмы финансового обеспечения расходных обязательств с точки зрения бюджетного законодательства РФ (госзадание, гранты, гранты в форме субсидий, госконтракты, хозяйственные договоры). Проблемы выбора типа учреждения в целях оказания государственных (муниципальных) услуг: сферы деятельности государственных муниципальных учреждений различных типов. Виды деятельности государственного (муниципального) учреждения. Устав: какие положения он должен содержать и о чем он «расскажет» ревизорам?
- Субсидии и гранты в новых экономических условиях. Изменения 2025 г. Государственный социальный заказ как альтернативный механизм финансового обеспечения оказания государственных (муниципальных) услуг. Участие учреждений различного типа в государственном социальном заказе.
- Организация финансово‑хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения с учетом последних изменений. Государственное (муниципальное) задание: требование к составу показателей, в том числе по объему и качеству. Порядок определения объемов финансового обеспечения государственного (муниципального) задания на оказание государственных услуг (выполнение работ). Порядок предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели. Контроль за выполнением условий субсидий бюджетным и автономным учреждениями субсидий (остатки, показатели результатов предоставления субсидии, казначейское сопровождение целевых средств). Порядок представления отчетности о результатах деятельности ГМУ и использовании имущества.
- Планирование деятельности государственного (муниципального) учреждения. Практические вопросы получения и расходования в части целевого и эффективного использования средств. Целевые субсидии. Изменения в порядок финансового обеспечения капитальных вложений. Мониторинг использования средств субсидий, грантов и средств платной деятельности. Проверка бюджетной классификации. Проверка отчетности.
- Особенности формирования ПФХД в рамках конкретных видов деятельности учреждения (КФО 2, 4, 5, 6, 7). Сложные ситуации применения кодов бюджетной классификации. Планирование кассовых потоков. Заимствование средств различных источников финансового обеспечения деятельности: необходимость и последствия.
- Наиболее распространенные нарушения при использовании средств субсидии на задание, выявляемые по результатам контрольных мероприятий в 2024-2025 годах (нецелевое, неэффективное, неправомерное).
Модуль 2: Новая система оплаты труда работников бюджетного сектора
- Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении — изменения нормативного регулирования в 2025 году. Установление «справедливой» системы критериев и показателей эффективности деятельности работников. Нормирование труда и определение численности персонала для выполнения гарантированного объема услуг. Взаимосвязь норм труда и оплаты труда через коэффициенты. Расчет коэффициента трудового участия на основе расчета коэффициента полезного действия и коэффициента трудоемкости. Определение оптимального соотношения гарантированной части заработной платы и стимулирующих надбавок. Формирование штатного расписания и государственного задания. Особенности оплаты труда при различных режимах работы.
- Эффективный контракт» и внедрение профессиональных стандартов. Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях. Нормативное регулирование вопросов оплаты труда в учреждениях госсектора. Основные тенденции реформирования института оплаты труда. Содержание «дорожных карт» в части повышения уровня оплаты труда. Нормативные документы, регламентирующие трудовые отношения в связи с переходом на «эффективный контракт». Локальные нормативные акты, приказы по основной деятельности, уведомления работникам. Новый подход к должностным обязанностям в соответствии с профессиональным стандартом. Необходимые уточнения, детализация и конкретизация должностных обязанностей в связи с применением профессиональных стандартов. Новая судебная практика.
- «Эффективный контракт» как разновидность трудового договора. Совершенствование системы оплаты труда. «Эффективный контракт» и трудовой договор: отличительные особенности. Виды компенсационных и стимулирующих выплат: документальное оформление при разработке «эффективного контракта». Типичные ошибки и проблемные вопросы. Компенсации по трудовым договорам и соглашениям. Изменение оплаты труда при переходе на «эффективный контракт».
- Отражение законодательных изменений в Положении об оплате труда. Содержание трудового договора как ключевой зоны риска. Локальные нормативные акты по заработной плате. Управление персоналом. Приемы мотивации в условиях дефицита финансирования. Оценка результативности персонала. Установление гарантированной части заработной платы и стимулирующих надбавок. Предельное соотношение заработной платы руководителя с зарплатой сотрудников. Положение о порядке проведения аттестации работников.
- Показатели и критерии, позволяющие оценить эффективность и результативность деятельности работников бюджетных учреждений. Изменение и уточнение критериев. Рекомендации по внесению изменений в коллективный договор и в локальные нормативные акты учреждения. Распределение стимулирующих выплат, в том числе по бальной системе критериев оценки деятельности. Создание комиссии. Документальное оформление работы комиссии.
- Ответственность и правовой статус руководителя бюджетного учреждения. Положения ГК РФ о правовом статусе и ответственности руководителя. Последствия недобросовестных действий или бездействий руководителя. «Эффективный контракт» с руководителем бюджетного учреждения. Расширение перечня оснований для увольнения руководителя бюджетного учреждения. Юридические механизмы защиты руководителя и минимизация его рисков. Изменения в регламентировании трудовых отношений с руководителем бюджетного учреждения. Ответственность руководителя за использование имущества учреждения и результаты финансовой деятельности. Обязанности руководителя по обеспечению охраны и безопасности труда и выполнению требований по гражданской обороне.
- Нормирование труда работников бюджетных учреждений: нормативные основы, практика введения. Алгоритм перехода на «эффективный контракт»: что нужно знать кадровику и бухгалтеру? Сложности уведомительной процедуры. Содержание изменений, вносимых в действующие трудовые договоры с работниками учреждений: порядок внесения, структура «эффективного контракта».
- Оплата труда работников централизованных бухгалтерий. Влияние эффективности труда на заработную плату. Профстандарт бухгалтера и оплата труда работников централизованных бухгалтерий. Влияние эффективности труда на заработную плату. Профстандарт бухгалтера и «эффективный контракт». Требования к повышению квалификации работников централизованных бухгалтерий.
- Доплаты работникам за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных: сверхурочная работа, ненормированный рабочий день, работа в праздничные и выходные дни, ночное время. Документальное оформление. Типичные ошибки и практические рекомендации. Документальное оформление дополнительного соглашения к трудовому договору в соответствии с Методическими рекомендациями Минтруда России (типичные ошибки).
- Основные ошибки в условиях трудового договора о дистанционной работе. Можно ли определить рабочее место? Территория ответственности работника, на что она влияет? Режим рабочего времени: законные способы контроля. Совместим ли разъездной характер работы с дистанционным трудом. Расторжение трудового договора по соглашению сторон: особенности режима удалённой работы. Правовое обоснование возможности расторжения трудового договора. Дистанционное расторжение трудового договора.
- Сокращение численности/штата работников: последние тенденции судебной практики.
- Практика работы с мобилизованными: учет всех льгот; приостановление и возобновление договора: что необходимо учесть? Изменение условий договора: какие сложности могут возникнуть у работодателя при одностороннем изменении трудового договора. Анализ судебной практики. Особенности перевода совместителей.
- Обзор судебной практики по вопросам, связанным с переходом на «эффективный контракт» в государственных и муниципальных учреждениях. Условия расторжения трудового договора при несогласии работника.
Модуль 3: Формирование и ведение плана ФХД в бюджетных учреждениях. Практика работы в системе "Электронный бюджет"
- Планирование финансово-хозяйственной деятельности государственных учреждений с учетом основных актуальный изменений правового регулирования 2025. Формирование государственного задания и расчет объема финансового обеспечения его выполнения (нормативы, правовые акты, корректирующие коэффициенты, практические нюансы работы с ОБАС). Целевые субсидии (Работа с реестром субсидий, основные ошибки и практические вопросы).
- Разграничение функций учредителя и учреждения при составлении, утверждении и изменении плана финансово-хозяйственной деятельности. Изменения в ролях учредителя и учреждения при планировании. Порядок утверждения Плана ФХД при наличии просроченной кредиторской задолженности: роль учредителя. Влияние ограничений учредителя на количество изменений ПФХД на работу учреждения по планированию и исполнению ПФХД. Взаимодействие с учредителем с учетом динамично меняющихся вводных установок и антикризисных мероприятий.
- Порядок пересмотра показателей ПФХД. Вариативность отражения показателей в плане финансово-хозяйственной деятельности в зависимости от решения учредителя. Порядок внесения изменений в План ФХД и в расчетные обоснования; случаи, при которых можно не вносить изменения в расчетные обоснования к Плану ФХД. Увеличение финансирования по государственному заданию без увеличения объема государственного задания.
- Организация финансово‑хозяйственной деятельности: формирование ПФХД на примере ВУЗа (научная деятельность) с учетом последних изменений. Организация и планирование научной деятельности. Механизмы финансирования научной деятельности вузов (госзадание в сфере научной деятельности, гранты, гранты в форме субсидий, госконтракты, хозяйственные договоры). Особенности формирования ПФХД в вузе.
- Перспективы развития bus.gov.ru на 2025-26 годы. Цифровой профиль учреждения. Анализ финансово-хозяйственной деятельности.
- Формирование проектов планов ФХД на плановый период 2026-2028 г.г. Расчёты (обоснования) плановых показателей по доходам учреждения, выплат по расходам учреждения, формируемые учреждением в целях составления и ведения плана финансово-хозяйственной деятельности. Рекомендации по решению технических сложностей при ведении плана ФХД в системе «Электронный бюджет». Методологические подходы по расчёту плановых показателей по выплатам по коду виду расходов 200 «Закупка товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд» классификации расходов бюджетов в увязке со стратегическими целями учреждения. Возможность использования остатков средств субсидий на выполнение государственного задания и средств субсидий на иные цели.
- Формирование плана финансово-хозяйственной деятельности в системе «Электронный бюджет». Изменения функционала информационных систем в 2024-25 годах. Проблемы планирования и варианты решения. Прикладные вопросы исполнения контрактов в системе «ЕИС».
- Основные нарушения и недостатки, допускаемые при санкционировании расходов учреждением. Нарушения при ведении плана ФХД по расходам, приводящие к квалификации органами контроля нецелевого использования бюджетных средств. Нарушения и недостатки при санкционировании расходов, ведении бухгалтерского учёта обязательств учреждения. Финансово-бюджетное планирование на основе результатов финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения.
- Организация внутреннего контроля составления, утверждения и ведения ПФХД с применением риск-ориентированного подхода. Внутренний контроль составления, утверждения и ведения ПФХД. Матрица распределения ролей и полномочий между структурными подразделениями (работниками) бюджетного учреждения при планировании выплат по элементам видов расходов бюджетного учреждения в увязке со стратегическими целями бюджетного учреждения.
Модуль 4: Система казначейских платежей и казначейское обслуживание. Практика казначейского и банковского сопровождения целевых средств
- Нормативно-правовое регулирование казначейского сопровождения средств по госзаказу, в том числе средств, предоставленных из бюджетов субъектов РФ. Порядок организации и функционирования системы казначейских платежей. Федеральный закон от 02.11.2023 г. № 520-ФЗ; Постановление от 24.11.2021 г. № 2024; Постановление Правительства РФ от 01.12.2021 № 2155; Постановление от 26.12.2022 г. № 2438; 419-ФЗ от 30.11.2024 "...о бюджете на 2025 год.». Правила казначейского сопровождение госзаказа в 2025 г. Расширенное казначейское сопровождение контрактов. Обоснование затрат на продукцию ГОС. Порядок санкционирования платежей
- Изменения в Бюджетный кодекс РФ и Федеральный закон от 21.11.2022 № 448-ФЗ. Изменения в Федеральный закон от 23 февраля 2023 № 37-ФЗ. Новое в правилах казначейского сопровождения и казначейского обслуживания. Режим лицевых счетов. Ограничения режима лицевого счета. Основания для приостановления операций и открытия счета. Изменение размеров авансирования. ЛБО, основания для отзыва лимитов бюджетных обязательств. Ограничения режима лицевого счета. Бюджетный мониторинг в системе казначейских платежей 2024. Мониторинг достижения результатов. Перечисление средств на расчетные счета контрагентов. Требования Бюджетного кодекса в части казначейского обслуживания, сопровождения и обеспечения. Правила применения заказчиками казначейское сопровождение контракта по 44-ФЗ. Отличия базового от расширенного казначейского сопровождения. Особенности учета средств, подлежащие казначейскому сопровождению и учету, на 71-м лицевом счете.
- Федеральное казначейство и ТОФК: система предварительного контроля и предотвращения финансовых нарушений участников системы казначейских платежей. Новые способы и требования контрольной деятельности и процедур Федерального казначейства. Особенности ведения учета по новым требованиям Федерального казначейства Бухучет операций по л/с 71. Извещение о трансферте, передаваемом с условием (ф. 0510453). Коды аналитики, КВР и направления расходования целевых средств с казначейским сопровождением. Бюджетный мониторинг. Система рейтингов объектов контроля в финансово-бюджетной сфере, осуществляемая Федеральным казначейством в ГИИС «Электронный бюджет». Направления и задачи трансформации системы финансового контроля, предусмотренные ведомственным проектом «Электронный СМАРТ-контроль (контроллинг) и учет государственных финансов для управленческих решений».
- Казначейское сопровождение государственных контрактов. Правовое регулирование казначейского сопровождения в части закрепления новых положений о механизме казначейского сопровождения государственных контрактов, порядка применения казначейского обеспечения обязательств, а также сроков проведения операций с казначейским обеспечением обязательств и правил проведения Федеральным казначейством бюджетного мониторинга в системе казначейских платежей по государственным контрактам. Особенности процедур проведения территориальными органами Федерального казначейства проверок факта поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) в рамках расширенного казначейского сопровождения. Особенности казначейского сопровождения государственных контрактов. Актуальный порядок расчетов по договору, заключенному в рамках исполнения государственного контракта. Особенности авансирования и осуществления платежей при казначейском сопровождении госконтракта. Порядок перечисления окончательного расчета и возмещения произведенных расходов.
- Практические аспекты казначейского сопровождения: в чем отличия казначейского сопровождения авансов от казначейского сопровождения расчетов. В каких случаях средства, подлежащие казначейскому сопровождению, можно перечислять на счет в кредитной организации? В каких случаях придется вернуть средства авансового платежа даже если они полностью потрачены? Нужно ли вести раздельный учет финансовых результатов при казначейском сопровождении авансовых платежей? Кто должен утверждать Сведения – заказчик или подрядчик/исполнитель? Рассмотрение кейсов из судебной практики.
- Система казначейских платежей и казначейское обслуживание. Элементы системы казначейских платежей. Участники системы казначейских платежей. Казначейские счета. Формы документов для проведения казначейских операций. Операции со средствами бюджетных и автономных учреждений. Требования Казначейства при обосновании сумм платежей и представлении обосновывающих документов при проведении расходных операций. Казначейское обслуживание.
- Обзор недостатков и нарушений, выявленных Федеральным казначейством при проведении контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере. Требования Федерального казначейства к бухгалтерскому учету, закупочной деятельности. Системные нарушения, выявляемые в части нецелевого, неправомерного и неэффективного использования бюджетных средств выразившееся в: осуществлении оплата подрядным организациям за счет средств субсидий при отсутствии подтверждающих документов; заключении государственных контрактов в отсутствие доведенных на эти цели лимитов бюджетных обязательств; неосновательном обогащении. Практика применения административной ответственности в системе предупреждения нарушений в финансово-бюджетной сфере. Обзор недостатков и нарушений, выявленных территориальными органами Федерального казначейства.
©РФОП Экономика и Управление, 2025г.
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в сети Интернет) и любое коммерческое использование без письменного разрешения РФОП Экономика и управление. При выявлении фактов нарушения авторских прав будут применяться методы их защиты, предусмотренные гражданским, административным и уголовным законодательством.