
Курс "Формирование и контроль выполнения государственного (муниципального) задания в учреждениях бюджетной сферы"
Процесс роботизации бюджетной сферы, инициированный Федеральным законом от 24 июня 2025 г. № 158-ФЗ кардинально трансформирует все этапы работы с государственным заданием — от его формирования до контроля исполнения. Согласно Стратегической карте Казначейства России до 2030 года, все процессы финансово-экономической деятельности должны обеспечиваться средствами единой цифровой платформы на базе портала bus.gov.ru. Предполагается создание целостной интеллектуальной среды, которая предъявляет новые требования к учреждениям. Роботизация переводит работу с госзаданием на качественно новый уровень. Она превращает его из формального планового документа в динамичный, живой инструмент управления, где решения принимаются на основе актуальных данных в режиме реального времени. Для учреждений это означает необходимость адаптации своих процессов к работе в условиях тотальной цифровой прозрачности и автоматизированного контроля.
Цель программы предоставить актуальные практические знания и алгоритмы действий для формирования, исполнения и контроля госзадания в соответствии с требованиями законодательства. В фокусе программы — разбор типичных нарушений, сложных случаев из практики и готовые решения для минимизации бюджетных рисков в 2025-2026 годах.
Курс предназначен для руководителей и сотрудников планово-экономических подразделений, финансово-бухгалтерских служб бюджетных, казенных и автономных учреждений федеральных и региональных органов исполнительной власти, ГРБС и их подведомственных учреждений.
Для выступления приглашены эксперты-практики по бюджетному учету, финансовому планированию и контролю в бюджетной сфере.
1. Нормативно-правовое регулирование финансирования и предоставления государственных (муниципальных) услуг в 2025 году. Регламент формирования и выполнения государственного (муниципального) задания. Правовые основания предоставления государственных (муниципальных) услуг в 2025 году и на плановый период 2025-2027. Требования Бюджетного Кодекса и внешних проверяющих при формировании государственного (муниципального) задания. Порядок формирования государственного задания для федеральных учреждений в соответствии с ПП РФ от 26.06.2015 N 640 (ред. от 2025). Требования к государственному(муниципальному) заданию. Порядок применения региональных и муниципальных требований при формировании государственного (муниципального) задания для учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений. Региональные особенности исполнения государственного (муниципального) задания.
2. О реализации в 2025 - 2026 годах положений нормативных правовых актов РФ, регулирующих вопросы: механизмы финансового обеспечения расходных обязательств с точки зрения бюджетного законодательства РФ (госзадание, гранты, гранты в форме субсидий, госконтракты, хозяйственные договоры). Проблемы выбора типа учреждения в целях оказания государственных (муниципальных) услуг: сферы деятельности государственных муниципальных учреждений различных типов. Виды деятельности государственного (муниципального) учреждения. Устав: какие положения он должен содержать и о чем он «расскажет» ревизорам?
3. Роботизация бюджетного процесса (Распоряжение Правительства от 16.03.2024 № 637-р). Платформа: Портал bus.gov.ru, как единый цифровой портал финансово-экономической деятельности по размещению информации о госзадании, отчета о результатах деятельности и пр.
4. Субсидии и гранты в новых экономических условиях. Изменения 2025-2026 г.г. Государственный социальный заказ как альтернативный механизм финансового обеспечения оказания государственных (муниципальных) услуг. Участие учреждений различного типа в государственном социальном заказе.
5. Организация финансово‑хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения с учетом последних изменений. Государственное (муниципальное) задание: требование к составу показателей, в том числе по объему и качеству. Порядок определения объемов финансового обеспечения государственного (муниципального) задания на оказание государственных услуг (выполнение работ). Порядок предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели. Контроль за выполнением условий субсидий бюджетным и автономным учреждениями субсидий (остатки, показатели результатов предоставления субсидии, казначейское сопровождение целевых средств). Порядок представления отчетности о результатах деятельности ГМУ и использовании имущества.
6. Порядок выделения и использования субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. Порядок формирования соглашения о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания. Типовые формы соглашений о субсидии. Особенности отражения субсидии в Плане ФХД учреждения, в учете и отчетности учреждения; график перечисления субсидии. Правила изменения величины субсидии, подлежащей перечислению учреждению в течение года: увеличение и уменьшение субсидии и отражение таких корректировок в Плане ФХД, учете и отчетности. Использование субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания; порядок заимствования средств из приносящей доход деятельности для погашения задолженности в рамках бюджетной деятельности. Отчет о выполнении государственного (муниципального) задания; порядок отражения показателей в случае выполнения и невыполнения задания. Правила использования остатков субсидии в случае выполнения, или не выполнения задания.
7. Особенности государственного (муниципального) задания в плановый период 2025–2027: расчет учредителем нормативов затрат по видам услуг. Обоснование уточненных нормативов в увязке с финансово-экономическим обоснованием исполнителя услуги (плановой себестоимостью). Порядок формирования финансово-экономического обоснования учреждением. Особенности расчета нормативных затрат в увязке со стандартами оказания услуг. Формирование плановой себестоимости с нормированием. Прикладные вопросы калькуляции учреждением финансово-экономического обоснования плановой себестоимости. Требования Минфина и органов внешнего/внутреннего государственного финансового контроля к расчету финансирования по государственной (муниципальной) услуге и исполнению государственного (муниципального) задания.
8. Обновленные методические рекомендации по аудиту эффективности расходования бюджетных средств в 2025 году. Затраты на оплату труда работников. Повышенные требования к качеству планирования при формировании фондов оплаты труда и стимулирующих выплат. Влияние «эффективного контракта» на структуру заработной платы и выплат сотрудникам. Ограничение на использовании при планировании и исполнении ПФХД средств экономии по вакансиям. Затраты на приобретение нефинансовых активов. Порядок приобретения материальных ценностей и движимого имущества за счет КФО 4. Затраты на ремонт и обслуживание имущества учреждения. Обязательный характер использования коэффициента платной деятельности в случае ведения смешанной (бюджетной и внебюджетной) деятельности. Сложные вопросы софинансирования расходов из КФО 2 и КФО 4. Затраты на прочие работы и услуги, включаемые в расходы, планируемые к осуществлению за счет государственного задания.
9. Расчет объема субсидии и формирование фактической себестоимости услуг по государственному (муниципальному) заданию. Компоненты нормативных затрат и порядок их расчета федеральными, региональными и муниципальными учреждениями. Прямые затраты на оказание услуг: состав, особенности включения отдельных компонентов, порядок калькуляции. Примеры расчета. Общехозяйственные затраты учреждения: состав и порядок распределения между разными видами услуг. Примеры расчета. Формирование резерва на полное восстановление объектов ОЦДИ и порядок его включение в нормативные затраты. Коэффициент выравнивания, отраслевой и территориальный коэффициенты при определении нормативных затрат федеральными учреждениями. Порядок распределения общих расходов между бюджетной и внебюджетной деятельностью; применение коэффициента платной деятельности. Порядок отражения себестоимости государственных (муниципальных) услуг в учете: применение счетов 10960, 10970, 10980. Нормативные затраты на работы: особенности определения, отличия от нормативных затрат на услуги. Порядок включения нормативных затрат на содержание особо ценного имущества и уплату налогов. Прикладные вопросы расчета нормативных затрат. Рассмотрение примеров формирования нормативных затрат. Учетная политика в целях формирования себестоимости услуг по госзаданию. Раздельный учет.
10. Действующая система контроля расходования бюджетных средств. Переориентация государственного (муниципального) финансового контроля на упреждающий контроль, повышение участия главных распорядителей в системе госфинконтроля. Оптимизация расходов бюджетов посредством повышения качества планирования и исполнения госзадания. Новые виды нарушений при исполнении государственного задания. Необоснованное расходование средств. Развитие риск-ориентированного подхода к осуществлению контроля – определение перечня бюджетных рисков в увязке с полномочиями проверяющих, оптимизация контрольных мероприятий за счет внедрения риск-ориентированного подхода. Особенности формирования критериев существенности и оценки бюджетных рисков при расчете и исполнении государственного (муниципального) задания.
11. Централизация и цифровизация в бюджетной сфере. Новые инструменты управления финансами и контроля бюджетной деятельности. ГИИС «Электронный бюджет» и сложные вопросы управления финансами и осуществления операций доведения/принятия финансирования. Виды и способы осуществления контрольных мероприятий внешними и внутренними проверяющими. Типичные нарушения и бюджетные риски, выявленные проверяющими. Приоритеты контроля и оптимизации расходов для государственного (муниципального) задания.
12. Планирование деятельности государственного (муниципального) учреждения. Практические вопросы получения и расходования в части целевого и эффективного использования средств. Целевые субсидии. Изменения в порядок финансового обеспечения капитальных вложений. Мониторинг использования средств субсидий, грантов и средств платной деятельности. Проверка бюджетной классификации. Проверка отчетности.
13. Цели и задачи планирования ФХД в учреждения различных типов. Особенности формирования ПФХД в рамках конкретных видов деятельности учреждения (КФО 2, 4, 5, 6, 7). Сложные ситуации применения кодов бюджетной классификации. Планирование кассовых потоков. Заимствование средств различных источников финансового обеспечения деятельности: необходимость и последствия.
14. Наиболее распространенные нарушения при использовании средств субсидии на задание, выявляемые по результатам контрольных мероприятий (нецелевое, неэффективное, неправомерное).
15. Ответы на вопросы.
©РФОП Экономика и Управление, 2025г.
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в сети Интернет) и любое коммерческое использование без письменного разрешения РФОП Экономика и управление. При выявлении фактов нарушения авторских прав будут применяться методы их защиты, предусмотренные гражданским, административным и уголовным законодательством.
Москва, Славянская площадь, д. 2/5/4, стр.3, подъезд №1, этаж №5, конференц зал
