
Как учат планированию на программе MBА: на примере плана по обучению персонала
"Планирование — это не только проработанный процесс, но и искусство предвидения." Это утверждение подчеркивает важность осознанного и стратегического подхода к планированию, который изучается на программе MBA.
Давайте разберем подход к планированию на примере функции обучения персонала. Важно понимать, что в обучении персонала, как и в других областях бизнеса, применяются два основных подхода к планированию: сверху (top-down) и снизу (bottom-up). Рассмотрим подробнее эти методы на примере создания годового плана по обучению персонала.
1. Цикл планирования: планы сверху и снизу
На программе MBA слушатели изучают циклы планирования, включающие оба подхода.
Планирование сверху (top-down)
При таком методе планирование начинается с высшего уровня управления, где устанавливаются стратегические цели и определяются основные показатели эффективности бизнеса (KPI). Например, управленцы компании могут определить, что в следующем году необходимо увеличить производительность на 15%.
От этих, и возможно, других показателей, формируются ограничения на цели и бюджет обучения персонала на год. Желаний много, но есть экономика компании, и она диктует нормативы. Кстати, какие нормативы здесь можно использовать, вопрос интересный, и мы его обязательно разберем в одной из следующих статей. Планирование сверху позволяет связывать обучение непосредственно с бизнес-целями, обеспечивая соответствие инициатив по обучению стратегическому направлению компании.
Планирование снизу (bottom-up)
С другой стороны, планирование снизу предполагает накопление информации о потребностях в обучении от подразделений и сотрудников. Ведь некоторые проблемы исполнителям видны даже лучше, чем руководству. Каждый отдел может подавать заявки на обучение в зависимости от конкретных потребностей. Например, если отдел продаж испытывает трудности в достижении целей по продажам, он может запросить тренинг по техникам продаж или управлению временем.
2. Пример: создание годового плана по обучению персонала
А вот дальше самое важное. На программе MBA подробно рассказывается как устроена процедура сопоставления планов сверху и снизу, которую часто называют защитой, в результате которой и утверждаются любые планы, в том числе и план обучения. На самом деле это всегда диалог, в ходе которого могут вноситься корректировки с целью нахождения оптимального содержания плана.
На примере создания годового плана по обучению персонала можно увидеть, как работают оба подхода.
- Сверху: Руководство компании определяет общие цели и выделяет бюджет на обучение, основываясь на стратегических планах. Закладываются ресурсы на обучение, такие как семинары, курсы и тренинги, которые помогут достигнуть стратегических целей компании.
- Снизу: Одновременно, подразделения собирают информацию о своих потребностях и подают заявки на обучение. Это могут быть курсы по новым технологиям или навыкам, необходимым для улучшения работы отдела.
А отдел обучения сопоставляет планы и выносит на утверждение руководства его оптимизированный вариант.
3. Универсальность подходов
Важным аспектом, который изучается на программе MBA, является универсальность этих методов. Они применимы в компаниях любой отрасли и любого размера. И конечно же данный подход используется не только для планирования обучения, а также и для планирования любой другой деятельности.
Заключение
Изучение подходов к планированию на программе MBA предоставляет ценную основу для специалистов по обучению персонала. Объединяя подходы к планированию сверху и снизу, бизнес может создать эффективные и стратегически выверенные планы обучения, которые способны улучшить производительность и удовлетворенность сотрудников. Такие знания помогают строить систему обучения, соответствующую потребностям бизнеса и требованиям рынка.