
Знания, навыки, компетенции – чем и как мы управляем? Наши программы MBA дают ответ.
Даже опытному специалисту по обучению персонала иногда бывает сложно четко определить, чем именно он управляет, организовывая учебные процессы для сотрудников. В наших программах MBA мы предлагаем рассмотреть три ключевых блока: управление знаниями, управление навыками и управление компетенциями. Каждый из этих блоков имеет свои тонкости и задачи, понимание которых необходимо как для построения учебных программ, так и для стратегического управления развитием персонала.
Управление знаниями: от накопления до распределения
Основной задачей управления знаниями является определение, какие знания представляют особую ценность для компании, как их собирать, хранить и распространять среди сотрудников. На программах MBA мы рассматриваем вопросы: как определить ключевые знания для бизнеса, каким сотрудникам они необходимы, в каком виде их лучше передавать.
Более того, в рамках курсов MBA подробно разбирается подход к созданию целостной системы управления знаниями. Мы обсуждаем актуальные информационные платформы, которые могут быть использованы для этой цели, и современные IT-решения, обеспечивающие эффективное хранение и передачу информации. Сегодня выбор таких систем крайне широк, и важно определить наиболее подходящее решение для конкретной организации.
Навыки: основа профессиональной подготовки
Навыки – это практические умения, которые необходимы сотруднику для выполнения своих должностных обязанностей. В программах MBA мы рассматриваем, как формировать набор навыков (skillset) для разных должностей и профессиональных групп. Навыки традиционно делятся на три категории:
Жесткие, специализированные умения (hard skills);
Жесткие, специализированные умения (hard skills);
Мягкие навыки, касающиеся поведения и взаимодействия (soft skills);
Мягкие навыки, касающиеся поведения и взаимодействия (soft skills);
Цифровые навыки, которые сегодня стали выделять в отдельную категорию (digital skills).
Цифровые навыки, которые сегодня стали выделять в отдельную категорию (digital skills).
При работе с навыками важно не только определить, какие именно умения нужны для определенной должности, но и установить их необходимый уровень. Мы также изучаем инструменты контроля навыков с тремя основными целями:
Оценить исходный уровень сотрудника и при необходимости разработать программу обучения.
Проверить результаты уже проведенного обучения.
Определить соответствие уровня навыков сотрудника требованиям должности.
Оценить исходный уровень сотрудника и при необходимости разработать программу обучения.
Проверить результаты уже проведенного обучения.
Определить соответствие уровня навыков сотрудника требованиям должности.
Компетенции: сложная система оценки
Компетенции – это более гибкое и сложное понятие, включающее несколько составляющих: знания, навыки, личные качества, мотивацию и ценности. В программах MBA мы проводим различие между компетенциями бизнеса в целом и компетенциями сотрудников. Например, если компания принимает стратегическое решение, как в случае с крупным торговым бизнесом, который отказался от идеи приобретения фабрики для производства собственной продукции. Причиной отказа было то, что по мнению руководства, бизнес не имел компетенций по управлению производственным предприятием. Это пример компетенции бизнеса.
Когда речь идет о компетенциях сотрудников, мы анализируем, каким образом навыки и качества отдельных людей могут быть адаптированы и направлены на пользу компании. Например, для специалистов по продажам одной из ключевых компетенций является эффективная работа с возражениями. Она включает:
Знания основных возражений и стратегий ответов на них.
Навыки общения и корректной обработки возражений клиентов.
Личные качества: терпимость, стрессоустойчивость, эмпатия.
Мотивацию: желание и готовность активно работать с возражениями.
Ценности: уверенность, что каждое возражение приближает сделку к успешному завершению.
Знания основных возражений и стратегий ответов на них.
Навыки общения и корректной обработки возражений клиентов.
Личные качества: терпимость, стрессоустойчивость, эмпатия.
Мотивацию: желание и готовность активно работать с возражениями.
Ценности: уверенность, что каждое возражение приближает сделку к успешному завершению.
Работа с компетенциями охватывает целую систему, включающую разработку и поддержание модели компетенций бизнеса, процедуры их оценки и анализ профилей компетенций сотрудников. В рамках программы MBA, особенно программы "HR BP как стратегический партнер", мы подробно рассказываем, как выстроить эти процессы для максимальной эффективности компании.
Заключение
Для специалистов по обучению персонала понимание управления знаниями, навыками и компетенциями крайне важно, потому что эти три элемента напрямую влияют на качество учебных программ. В рамках программ MBA мы детально разбираем каждую из этих сфер, предоставляя инструменты и знания для построения эффективной системы обучения и развития сотрудников. Такой комплексный подход позволяет сделать процесс управления обучением более целенаправленным, измеримым и стратегически ориентированным.