
T-TPS, член ВОИР, член ABPMP
01 марта 2025г. вступил в силу Федеральный Закон «О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации». Сам Законопроект был принят Государственной Думой 29 октября 2024г. Нас интересует статья 351 «Особенности регулирования труда работников, выполняющих работу по наставничеству в сфере труда».
К чему готовиться? Что и как менять в своей системе наставничества? Какие документы необходимо разработать или пересмотреть? В связи с изменениями в законодательстве эти вопросы звучат все чаще и чаще.
Почему наставничество в фокусе внимания? Для компании проще и дешевле удерживать действующих сотрудников, чем искать и обучать новых. На фоне кадрового голода эффективная система наставничества помогает решать следующие задачи: снижает текучесть кадров (до 30% по отраслям), сокращает сроки адаптации новых сотрудников, облегчает знакомство с коллективом и корпоративной культурой компании, способствует сохранению уникальных технологий, облегчает передачу навыков и знаний (с учетом цифровизации), формирует правильное отношение ко многим внутренним процессами и т.п.
С одной стороны, отрадно, что государство обращает внимание на столь важную сферу, как наставничество. С другой стороны, поправки в ФЗ – не содержат инструкцию к действию или какого-либо алгоритма. А многие компании и производственные предприятия хотели бы видеть именно такой подход - в виде конкретных рекомендаций.
Давайте разберем более детально. В первом абзаце читаем: «…выполнение работником на основании его письменного согласия…». Это явно указывает на необходимость формализации действующих и новых отношений между наставниками и наставляемыми. Т.е. необходим документ, письменное заявление (согласие), на основании которого выдвигаются наставники.
Читаем во втором абзаце: «В трудовом договоре или дополнительном соглашении к трудовому договору с работником…». Отношения по наставничеству закрепляются в трудовом договоре, либо в дополнительном соглашении. Второй вариант удобнее, поскольку проще сделать дополнительное соглашение, чем корректировать и заново подписывать весь трудовой договор.
Далее по документу: «Размеры и осуществление выплат за наставничество…». Этот абзац явно указывает на необходимость материальной мотивации наставников. В некоторых компаниях функции наставничества выполнялись «добровольно» и без соответствующего денежного вознаграждения. Что в свою очередь приводило к демотивации наставников.
«Работник имеет право досрочно отказаться от осуществления им наставничества…» - наставник может отказаться от выполняемых им функций. В свою очередь работодатель имеет право «досрочно отменить поручение об осуществлении наставничества, предупредив об этом работника не менее чем за три рабочих дня».
Подведем итоги. Ключевые изменения ФЗ № 381- ФЗ следующие:
1. Необходимо письменное согласие работника выступать в роли наставника.
2. Условия наставничества (сроки, обязанности, материальная мотивация) закрепляются трудовым договором, дополнительным соглашением. Исключение – если сотрудник обучает студентов-практикантов: в таком случае наставничество документально можно не оформлять.
3. Работник имеет право отказаться от выполнения функций наставника. В любое время, без объяснения причин. Работодатель, в случае досрочной отмены, обязан предупредить сотрудника не менее чем за 3 дня.
Алгоритм действий при оформлении наставничества:
1. Документ – письменное согласие работника выступать в роли наставника.
2. Дополнительно соглашение, подписанное с обеих сторон. Прописать сроки наставничества, функции, материальную мотивацию.
3. Приказ о назначении наставников.
4. Ознакомление наставников под роспись.
Таким образом, для работодателя становятся обязательными следующие документы:
1. Положение о системе наставничества (объем документа не регламентирован). Рекомендуем пересмотреть положения о наставничестве.
2. Дополнительные соглашения к трудовым договорам наставников.
3. Приказ о назначении наставников.
Есть и другие примеры документов, инструментов и методов, помогающих развивать систему наставничества. С ними можно познакомиться на семинаре Российского Фонда образовательных программ:
«ЭФФЕКТИВНОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО НА ПРЕДПРИЯТИИ – 2025