
Рассмотрим, что готовится
Договор (соглашение) с цифровой площадкой
Предлагают установить требования к договору (соглашению) между оператором цифровой платформы (например, маркетплейса) и ее партнером. Под «партнером» следует понимать: продавца, исполнителя, владелеца пункта выдачи заказов.
В договоре будет необходимо отразить:
-
четкие требования к партнеру;
-
меры его ответственности, основания и порядок их применения;
-
порядок продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг на маркетплейсе (или иной посреднической платформе);
-
условия изменения цен, а также применение скидок;
-
правила доступа к сведениям о причинах, по которым место карточки товара (работы или услуги) в поисковой выдаче может измениться.
-
У партнера должна быть возможность заключить электронный договор прямо на платформе.
Одностороннее изменение договора оператором
Чтобы внести со своей стороны правки в договор, оператор будет обязан направить партнеру электронное уведомление о пересмотре соглашения минимум за 45 календарных дней до вступления поправок в силу. Речь идет о случаях, когда корректировки:
-
изменят меры ответственности сторон;
-
повысят плату за услуги оператора;
-
снизят комиссию владельца пункта выдачи заказов;
-
поменяют условия приемки, хранения или возврата товаров партнеров-продавцов.
В остальных ситуациях с внесением изменений контрагента нужно будет известить хотя бы за 15 календарных дней до того, как договор изменится.
Споры с маркетплейсом или подобной цифровой площадкой
Оператора обяжут организовать систему досудебного рассмотрения жалоб и дать возможность партнерам пользоваться ею. Появится жесткий срок ответа на претензию партнера: не позднее 15 календарных дней с даты подачи.
Одновременно станет обязательным досудебный порядок обжалования в определенных ситуациях. Прежде, чем идти в суд, партнер обязан будет подать претензию площадке, если:
-
оператор применил санкции к партнеру;
-
заблокировал его личный кабинет;
-
ограничил размещение карточки товара;
-
некоторых других подобных ситуациях.
Если при досудебном обжаловании оператор согласится с претензиями партнера, то он отменит свои меры в течение 48 часов с момента признания жалобы обоснованной.
Исключением является ситуация, когда оператор применил ограничительные меры (провел блокировки, прекратил размещение карточек и т.д.) по решению суда. В этих случаях досудебный порядок применять будет не нужно.
Размещение предложений о продаже на платформе
В законе о торговлеустановят перечень продукции, которую нельзя продавать через маркетплейсы. В проект перечня попали:
-
БАДы,не прошедшие госрегистрацию;
-
товары без обязательной маркировки;
-
продукция без действующих сертификатов соответствия, если они обязательны.
Административная ответственность для операторов и продавцов на электронных площадках
За нарушение продавцом требований к публичному размещению предложений о продаже товаров его оштрафуют:- должностное лицо продавца – на сумму от 5 000 до 10 000 рублей.;
- ИП – от 10 000 до 30 000 рублей;
- юрлицо – от 30 000 до 70 000 рублей.
За повторное нарушение штрафы возрастут.
Для операторов торговых и посреднических платформ введут целую систему штрафов. Например, за неправомерные блокировки партнера маркетплейс понесет ответственность в виде:
- штрафа для должностного лица оператора – от 30 000 до 80 000 рублей;
- для самого оператора (юрлица) – от 100 000 до 500 000 рублей.
Когда ожидать изменений
Если законопроекты будут приняты, то основная часть новаций по ним вступит в силу с 1 марта 2027 года.