
Наступил сентябрь и многие компании находятся в активном планировании обучения персонала на 2026г. Также есть компании, которые уже завершили процесс планирования, и есть те, кто к нему еще не приступили. Возьмем сентябрь за среднюю точку и в данной статье постараемся дать ряд рекомендаций по планированию обучения. Для тех, у кого план уже готов – пусть эти рекомендации станут своеобразным тестом, проверкой, не забыли ли они включить в план что-то важное. И действительно ли план обучения является стратегией обучения, содержащей приоритеты, важные для бизнеса. Вот о чем хотелось бы напомнить.
Стратегия обучения и стратегия бизнеса
5-этажная структура учебного плана
Своими силами/привлеченными ресурсами
Заключение
Стратегия обучения и стратегия бизнеса.
Мы очень много общаемся со специалистами по обучению и часто задаем им один и тот же вопрос: что в основе вашего учебного плана? Отвечают обычно быстро – конечно же, потребности наших подразделений. И недоуменно спрашивают – а что же еще? Разве может быть что-то еще? Конечно, может, и иногда для коллег откровением является, что кроме потребностей подразделений в основе плана обучения должны лежать потребности ВСЕЙ КОМПАНИИ. Стратегия обучения неразрывно связана со стратегией бизнеса. А что такое стратегия бизнеса? Говоря простым языком, это то, что произойдет с компанией в ближайшие один, два, три года. Мы можем сформулировать целый ряд вопросов, например:
- Компания будет расти или наоборот, снижать свою численность?
- Компания намерена в ближайший период проводить серьезные изменения6 выходить на новые рынки, развивать и запускать новые продукты, внедрять системы управления и так далее?
- Компания ориентируется на привлечение готовых профессионалов с рынка или на продвижение своих сотрудников?
И многие другие вопросы, ответы на которые прямо влияют на план обучения на ближайший год. Давайте попробуем взглянуть на план обучения с точки зрения потребностей всей компании.
5-этажная структура учебного плана.
Все наши коллеги, специалисты по обучению, да и менеджеры, прекрасно помнят пирамиду Абрахама Маслоу. Это пирамида человеческих потребностей. Она начинается с физиологических ( есть, пить и тп), затем идет потребность в безопасности, затем социальная потребность, потребность в уважении и признании и, наконец, на самом верху находится потребность в самореализации. Это для человека. А давайте представим компанию в виде человека и посмотрим, как наша стратегия обучения, наш план обучения удовлетворяет ее потребности
Как будут учиться те, кто приносит деньги? В компании, в зависимости от специфики, это могут быть очень разные люди. Рабочие, специалисты по сбыту, продавцы всех видов, закупщики, менеджеры по работе с клиентами. Просто мысленно представьте всех людей, без должной квалификации которых компания не будет зарабатывать. И давайте заглянем в план обучения – что там для них предусмотрено? Как они будут учиться? Это, выражаясь зыком пирамиды Маслоу – наша «физиология».
Все ли риски мы учли? Сколько раз в последние месяцы мы говорили специалистам по обучению персонала: посмотрите, будут очень неприятные изменения в нормативной базе. Будут проблемы, будут большие штрафы. Напомните об этом юристам, напомните бухгалтерии, кадровикам, всем, кто сталкивается с регуляторами всех видов – и включите их обучение в план. А что еще предстоит, какие риски есть у компании? Это наша безопасность!
Коммуникация и управление. Там, где в пирамиде социальная потребность, у нас – обучение коммуникации и менеджменту. Всему, что делает компанию единой системой с гармонично взаимодействующими элементами. Как мы коммуницируем? Умеем ли управлять? И что на эту тему попало в стратегию обучения и в план обучения на 2026г?
Наши стандарты. На следующем уровне – стандартные программы, стратегия обучения обязательно должна включать в себя разработку и развитие собственных стандартов обучения. Мы всегда очень радуемся, когда коллеги нам рассказывают о таких стандартах. Их наличие - причина для уважения и признание компании как учебного бренда! А если их пока нет – всегда готовы помочь их разработать.
Что нового будет в 2026г.? Мы с вами на самой верхушке пирамиды потребностей. Какие инновации будет внедрять компания? Как это отражается в стратегии обучения и в плане на 2026г? За примером далеко ходить не надо. Мы уверены – обучение ИИ (AI) будет абсолютным хитом 2026г! Включайте в план обязательно. И подумайте о других нововведениях, которые должны поддерживаться обучением.
Своими силами/привлеченными ресурсами.
Может показаться, что мы, как провайдер учебных программ, активно агитируем за то, чтобы вся стратегия обучения компании реализовывалась с нашим участием. На самом же деле мы в данном вопросе опираемся на свой более чем 20-летний опыт работы с компаниями самых разных размеров и отраслей. А опыт наш ясно показывает, что в целом ряде случаем компаниям выгодно учить своими силами, а в других случаях – выгодно привлекать нас. Ключевое слово здесь «выгодно». Тут важны и содержательные и организационные аспекты. Сначала решайте, чему и кого (и сколько их) вы собираетесь учить, а уже потом – как, чьими силами.Заключение.
Стратегия обучения – многогранная вещь и здесь есть над чем подумать. В последующих статьях на эту тему мы подробно остановимся на подходах к бюджетированию обучения, что особенно актуально в наше непростое время. Также мы рассмотрим подходы к работе с подразделениями компании, как с заказчиками обучения. И, конечно, выскажем свое мнение по наиболее сложному вопросу – об оценке эффективности обучения. Нам бы очень хотелось, чтобы наши коллеги, специалисты по обучению персонала, максимально серьезно отнеслись к годовому планированию обучения, и мы готовы всемерно помогать им в этом. В качестве информации к размышлению мы предлагаем рассмотреть наш план на 2025/2026гhttps://profitcon.ru/events/seminars/
и задать нам любые вопросы на тему планирования обучения по любому удобному вам каналу.