Подписан и прошел официальную публикацию закон от 28.11.2025 № 431-ФЗ. Новый НПА органично дополняет изменения в процедурах казначейского сопровождения, введенные в 2025 году, и задает «правила игры» на 2026 год. Расскажем подробнее об основных новациях, ждущих участников госзакупок с казначейским сопровождением.
Расширение «периметра» казначейского сопровождения
Казначейское сопровождение в 2026 году распространяется на:
- государственные (муниципальные) контракты о поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг), в том числе на контракты федеральных бюджетных и автономных учреждений;
- соглашения о предоставлении субсидий, бюджетных инвестиций в соответствии со статьей 80 БК РФ, договоры о предоставлении взносов в уставные капиталы (вкладов в имущество) юридических лиц;
- контракты о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, источником финансового обеспечения которых являются средства, идентифицируемые как «цепочка кооперации»;
- концессионные соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве) и их кооперацию, если предусмотрены требования об осуществлении казначейского сопровождения.
Под казначейское сопровождение попали все расчеты по государственным (муниципальным) контрактам для обеспечения государственных нужд субъекта РФ (муниципальных нужд) и заключаемым бюджетными и автономными учреждениями о поставке ТРУ, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные кредиты за счет ФБ (ранее только по заключаемым на сумму 100 млн. рублей и более).
Очередное снижение лимита по авансам для сопровождения
Снижен лимит с 50 млн. до 10 млн. рублей при котором казначейством сопровождаются авансовые платежи по контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг федеральными бюджетными и автономными учреждениями.
Новый порядок перечисления средств при закупке стройматериалов и оборудования для контрактов на строительство и ремонт
В 2026 году с лицевых счетов заказчиков и получателей субсидий в ТОФК, на расчетные счета поставщиков цепочки кооперации по-прежнему можно будет перечислить средства за поставленные товары (не аванс) при представлении документов, подтверждающих поставку товаров (п.2 ст.15 закона № 431-ФЗ). Осталось в силе перечисление на расчетные счета поставщиков авансовых платежей за строительные материалы и оборудование, затраты на приобретение которых включены в проектную документацию на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение), капитальный ремонт ОКС в виде перечня.
Но! Перечень теперь утверждается Минстроем и есть дополнительное условие: если заказчиком стройки или капремонта является бюджет, строительные материалы и оборудование должны приобретаться на организованных торгах, проводимых организаторами торговли, или посредством осуществления закупки в электронной форме на электронной площадке из числа организаторов торговли, электронных площадок, информация о которых размещена ФГИС ЦС (пп. 3,4 ст.15 закона № 431-ФЗ).
Если госзаказчиками строительства и/или капремонта объектов являются бюджетные и автономные учреждения, перечисление средств со счетов в ТОФК производится сразу на расчетные счета подрядчиков при представлении документов, подтверждающих выполнение работ, оказание услуг, а также реестра документов, подтверждающих затраты, по форме, установленной Правительством РФ (п.5 ст.15 закона № 431-ФЗ).
Новый порядок возврата аванса по госконтракту
Добавлен п.4.3 в ст. 242.23 БК РФ. ФК на основании обращения госзаказчика осуществляет возврат аванса (остатка аванса, если исполнитель частично исполнил обязательства) в текущем финансовом году на его лицевой счет в ТОФК:
- в случае ликвидации юрлица-исполнителя (прекращения физлицом деятельности в качестве ИП);
- если госконтракт расторгнут по соглашению сторон, решению суда или из-за одностороннего отказа одной из сторон от его исполнения, в том числе в связи с несостоятельностью (банкротством), и если исполнитель сам не вернул аванс (его остаток) по указанному контракту.
Данный порядок по закону № 431-ФЗ вступает в силу с 1 января 2027 года.
Ответственность за отсутствие раздельного учета ужесточится
В 2026 году будет ужесточаться ответственность за отсутствие раздельного учета простого госзаказа в случае казначейского сопровождения. Это пока проект (№ 895228-8), он будет рассмотрен уже в 2026 году. Но о тенденции уже можно судить.
При казначейском сопровождении:
- штраф на должностных лиц от 10-50 тыс. рублей или дисквалификация на срок до 3 лет;
- на ИП от 5 до 10 % от цены контракта, но не более 500 тыс.рублей;
- на юр. лиц от 5 до 10 % от цены контракта, но не более 1 млн. рублей.
Сейчас штрафы поменьше.
Рекомендации
Все новации 2025 и 2026 годов в части казначейского сопровождения разберем с экспертами-практиками из госструктур на семинаре Практические вопросы казначейского и банковского сопровождения 10-11 декабря 2025 года.
В семинар входит и сессия по особенностям раздельного учета госконтрактов с казначейским и банковским сопровождением. Если требуется обновить знания только по раздельному учету – приглашаем присоединиться к этой сессии как к отдельному семинару.