Телефоны: 8 800 600 47 90 | +7 495 798 09 54
Мобильные телефоны: +7 495 960 47 73 — Бадулина Инна | +7 967 285 62 31 — Ячменев Сергей
Напишите нам E-mail: conference@profitcon.ru

Обслуживание оборудования «ТОИР СВЯЗЬ С ТРМ»

  

Овчаренко Андрей Викторович, эксперт 15-летний стаж работы на российских предприятиях и в иностранных

компаниях. Прошёл путь от мастера до технического директора

------

ОБСЛУЖИВАНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ – В ЧЕМ ПРОБЛЕМА?

ПОДДЕРЖАНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ В РАБОЧЕМ СОСТОЯНИИ С ВЫСОКИМ ОЕЕ

ТО и ППР

РЕМОНТЫ ПО ОТКАЗАМ

ТРМ "TOTAL PRODUCTIVE MAINTENANCE" (ВСЕОБЩИЙ УХОД ЗА ОБОРУДОВАНИЕМ)

ВЫВОД

ОБСЛУЖИВАНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ – В ЧЕМ ПРОБЛЕМА?

Тема по обслуживанию оборудования в большинстве своем понятна ещё с детства по пословицам и поговоркам «любишь кататься - люби и саночки возить», «что посеешь, то и пожнёшь» … На своём автотранспорте каждый может убедиться в верности этих высказываний. Эта тема была разжёвана в СССР в научной организации труда и в lean и, казалось бы, что может пойти не так?  Но периодически во время аудитов и работ на промышленных предприятиях убеждаюсь, что это направление тоже далеко не всеми понимается как должно и часто реализуется неубедительно (ненадежно).

Причин много: мало ресурсов, низкие зарплаты, санкции на запчасти… Но самое обидное, что за этими объективными причинами часто скрываются (но видны) отсутствие компетенций/знаний руководителей и специалистов этих направлений. Отвратительное состояние оборудования, ремонты без ТО, отсутствие графиков и карт ТОиППР на оборудовании, аутсорт на выполнение ТО и ремонтов без должного уровня организации и контроля за требуемыми работами…, встречаю можно сказать постоянно (за редким исключением).

Оказывается, тема очень злободневна!

ПОДДЕРЖАНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ В РАБОЧЕМ СОСТОЯНИИ С ВЫСОКИМ ОЕЕ

Не будем здесь касаться разных стратегий обслуживания оборудования и по умолчанию будем обсуждать поддержание оборудования в рабочем надежном состоянии с высоким ОЕЕ. Существуют стандартные темы по ТОиР и целевой инструмент Бережливого Производства, который занимается исключением этой проблемы - ТРМ. Ниже- рассмотрим три направления.

ТО и ППР

ТО и ППР — это весы - на одной чаше весов уровень и качество обслуживания, на другой – уровень надежности вашего оборудования.  Должны быть документированы минимум следующие зоны внимания: списки оборудования с выделением ключевых единиц оборудования, списки ЗИП для указанных видов оборудования, графики выполнения работ по обслуживанию оборудования, Карты ТО и ППР, записи выполнения работ с фиксацией использованных ресурсов. Графики могут содержать разные уровни ТО (ТО1, ТО2, ТО3…Капремонт) с разной периодичностью (повторяемостью), но главное - чтобы в графиках была видна достаточная логика обслуживания, направленная на повышение или удержание высокого уровня надежности и уровня производительности (при высоком ОЕЕ) оборудования.

РЕМОНТЫ ПО ОТКАЗАМ

Ремонты по отказам – даже при хорошем уровне ТОиППР на вашем оборудовании будут отказы, сбои и поломки. А при непродуманном ТОиППР предприятия сталкиваются с валообразным повышением уровня отказов различного рода. И здесь важно чтобы работала система мониторинга за состоянием оборудования, фиксация всех отказов по времени и причинам. Нужна полная статистика всех отказов, сбоев, поломок и «работа по устранению несоответствий», потому что поломки — это несоответствия для специальных служб/процессов. Важно систематизировать сбор видов и причин простоев в диаграммах Парето и систематизировать работы по устранению проблем с обязательной визуализацией всей информации и работ на инфоцентры внутри соответствующих процессов и инфоцентры предприятия.

ТРМ "TOTAL PRODUCTIVE MAINTENANCE" (ВСЕОБЩИЙ УХОД ЗА ОБОРУДОВАНИЕМ)

ТРМ "TOTAL PRODUCTIVE MAINTENANCE" (Всеобщий уход за оборудованием) - отделять это направление, наверное, и неправильно, но всё-таки ТРМ в наших условиях можно рассматривать как надстройку на наши привычные системы ТОиР. ТРМ в наших условиях часто дает дополнительный толчок «остановившимся в развитии систем ТОиР» предприятий. Что важно акцентировать, внедрить в рамках ТПМ:

  • Внедрить анализ ОЕЕ и показателей MTBF (среднее время между отказами) и MTTR (среднее время ремонта) — это ключевые метрики для оценки надежности и ремонтопригодности систем. Одновременно, ввести подробнейший мониторинг простоев и сбор причин (Паретто).
  • Собрать и обучить команды ТПМ на каждом оборудовании, предусмотреть мотивации, соревнования, организовать постоянный сбор проблем на стенде и идей по улучшениям оборудования.
  • Автономное обслуживание - не привыкли наши сотрудник сами свое оборудование обслуживать, «не барское это дело», что, конечно, нужно исправлять.
  • «Основное инспектирование» - провести анализ состояния оборудования и составить полный перечень неисправностей каждого конкретного станка, визуализировать на инфостендах рядом со станками и реализовать улучшения, исправляя обнаруженные проблемы.
  • Актуализировать карты ТОиППР на станках с указанным временем на выполнение работ.

ВЫВОД

На каждом предприятии нужно создать эффективную комбинацию указанных направлений для развития собственной системы ТОиР. Также не нужно бояться вносить необходимые качественные изменения в ваше оборудование, как вариант, можно уведомлять письменно производителей об обнаруженных проблемах и соответствующих внедряемых улучшениях. После разработки и апробирования изменений все найденные эффективные решения стандартизируются, организационно обеспечиваются, актуализируются СОПы, а сотрудники обучаются выполнению актуальных работ.   

Формат статьи не позволяет более полно и подробно знакомить Вас со всеми направлениями и лучшими практиками, поэтому более подробно и наглядно можно ознакомиться и обсудить эти и другие связанные друг с другом темы на семинарах Российского Фонда образовательных программ «Экономика и управление»:

  • «Директор по производству - 2025». Курс повышения квалификации. (17-20 ноября 2025 г.)
  • «Начальник цеха - 2025». Курс повышения квалификации. (17-18 ноября 2025 г.)
  • Управление производством: практические решения для повышения производительности. Вечерний курс повышения квалификации, 60 ак. часов. (7 октября- 8 декабря 2025 г.)

 

Читайте также

preview

Как организовать учет затрат на качество на этапе входного контроля

Завершая обсуждение темы учета затрат на несоответствующую продукцию (НП) на всех стадиях жизненного цикла продукции, хочу поделиться опытом работы с затратами на несоответствия на стадии вход
Подробнее
preview

Затраты на качество: ключевые аспекты и подходы к учету

Затраты на качество присутствуют в бюджете любой компании, и их доля в обороте может быть довольно существенна. Информация, опубликованная за последние годы в изданиях Института обеспечения ка
Подробнее
preview

Как правильно организовать учет затрат на качество на этапе гарантийно-сервисного обслуживания

Хотелось бы остановиться подробно на особенностях учета затрат организации на гарантийно-сервисное обслуживание (ГСО) продукции, которая отказала у потребителя в эксплуатации в течении гаранти
Подробнее
preview

Agile Hardware: практическое руководство по гибкой разработке реальных физических изделий (материальных объектов, устройств и оборудования)

Agile: гибкая методология проектирования В современном мире скорость вывода новых продуктов на рынок зачастую определяет успех компаний. Внедрение методологий и практик, позволяющих ускорить
Подробнее
preview

Генерация идей, мозговые штурмы, отбор идей в конструкторском отделе

Безусловно, одна из основных задач конструкторов – разработка новых технических решений. Для этого многие инженеры и руководители конструкторских отделов используют мозговой штурм. Зачастую данный
Подробнее
preview

Повышение производительности труда в условиях дефицита ресурсов

В настоящее время в России очень пристальное внимание уделяется производительности труда, даже созданы федеральные проекты «Производительность труда». По мировым меркам производительность труд
Подробнее
preview

От контроля качества к обеспечению качества

В начале своей карьеры я познакомилась с классической системой организации контроля качества на машиностроительном предприятии полного цикла. Надо сказать, что это была вполне себе жизнеспособная
Подробнее
preview

Управление сопротивлением в период изменений и внедрения улучшений в производственные системы

К 2030 году планируется повысить производительность труда на 21%. Один из путей здесь – поиск потерь процессов и внедрение улучшений в производственные системы наших предприятий. Это направление р
Подробнее
Скачать план на 2025-2026 год


;