
Овчаренко Андрей Викторович, эксперт 15-летний стаж работы на российских предприятиях и в иностранных
компаниях. Прошёл путь от мастера до технического директора
------
ОБСЛУЖИВАНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ – В ЧЕМ ПРОБЛЕМА?
ПОДДЕРЖАНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ В РАБОЧЕМ СОСТОЯНИИ С ВЫСОКИМ ОЕЕ
ТО и ППР
РЕМОНТЫ ПО ОТКАЗАМ
ТРМ "TOTAL PRODUCTIVE MAINTENANCE" (ВСЕОБЩИЙ УХОД ЗА ОБОРУДОВАНИЕМ)
ВЫВОД
ОБСЛУЖИВАНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ – В ЧЕМ ПРОБЛЕМА?
Тема по обслуживанию оборудования в большинстве своем понятна ещё с детства по пословицам и поговоркам «любишь кататься - люби и саночки возить», «что посеешь, то и пожнёшь» … На своём автотранспорте каждый может убедиться в верности этих высказываний. Эта тема была разжёвана в СССР в научной организации труда и в lean и, казалось бы, что может пойти не так? Но периодически во время аудитов и работ на промышленных предприятиях убеждаюсь, что это направление тоже далеко не всеми понимается как должно и часто реализуется неубедительно (ненадежно).
Причин много: мало ресурсов, низкие зарплаты, санкции на запчасти… Но самое обидное, что за этими объективными причинами часто скрываются (но видны) отсутствие компетенций/знаний руководителей и специалистов этих направлений. Отвратительное состояние оборудования, ремонты без ТО, отсутствие графиков и карт ТОиППР на оборудовании, аутсорт на выполнение ТО и ремонтов без должного уровня организации и контроля за требуемыми работами…, встречаю можно сказать постоянно (за редким исключением).
Оказывается, тема очень злободневна!
ПОДДЕРЖАНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ В РАБОЧЕМ СОСТОЯНИИ С ВЫСОКИМ ОЕЕ
Не будем здесь касаться разных стратегий обслуживания оборудования и по умолчанию будем обсуждать поддержание оборудования в рабочем надежном состоянии с высоким ОЕЕ. Существуют стандартные темы по ТОиР и целевой инструмент Бережливого Производства, который занимается исключением этой проблемы - ТРМ. Ниже- рассмотрим три направления.
ТО и ППР
ТО и ППР — это весы - на одной чаше весов уровень и качество обслуживания, на другой – уровень надежности вашего оборудования. Должны быть документированы минимум следующие зоны внимания: списки оборудования с выделением ключевых единиц оборудования, списки ЗИП для указанных видов оборудования, графики выполнения работ по обслуживанию оборудования, Карты ТО и ППР, записи выполнения работ с фиксацией использованных ресурсов. Графики могут содержать разные уровни ТО (ТО1, ТО2, ТО3…Капремонт) с разной периодичностью (повторяемостью), но главное - чтобы в графиках была видна достаточная логика обслуживания, направленная на повышение или удержание высокого уровня надежности и уровня производительности (при высоком ОЕЕ) оборудования.
РЕМОНТЫ ПО ОТКАЗАМ
Ремонты по отказам – даже при хорошем уровне ТОиППР на вашем оборудовании будут отказы, сбои и поломки. А при непродуманном ТОиППР предприятия сталкиваются с валообразным повышением уровня отказов различного рода. И здесь важно чтобы работала система мониторинга за состоянием оборудования, фиксация всех отказов по времени и причинам. Нужна полная статистика всех отказов, сбоев, поломок и «работа по устранению несоответствий», потому что поломки — это несоответствия для специальных служб/процессов. Важно систематизировать сбор видов и причин простоев в диаграммах Парето и систематизировать работы по устранению проблем с обязательной визуализацией всей информации и работ на инфоцентры внутри соответствующих процессов и инфоцентры предприятия.
ТРМ "TOTAL PRODUCTIVE MAINTENANCE" (ВСЕОБЩИЙ УХОД ЗА ОБОРУДОВАНИЕМ)
ТРМ "TOTAL PRODUCTIVE MAINTENANCE" (Всеобщий уход за оборудованием) - отделять это направление, наверное, и неправильно, но всё-таки ТРМ в наших условиях можно рассматривать как надстройку на наши привычные системы ТОиР. ТРМ в наших условиях часто дает дополнительный толчок «остановившимся в развитии систем ТОиР» предприятий. Что важно акцентировать, внедрить в рамках ТПМ:
- Внедрить анализ ОЕЕ и показателей MTBF (среднее время между отказами) и MTTR (среднее время ремонта) — это ключевые метрики для оценки надежности и ремонтопригодности систем. Одновременно, ввести подробнейший мониторинг простоев и сбор причин (Паретто).
- Собрать и обучить команды ТПМ на каждом оборудовании, предусмотреть мотивации, соревнования, организовать постоянный сбор проблем на стенде и идей по улучшениям оборудования.
- Автономное обслуживание - не привыкли наши сотрудник сами свое оборудование обслуживать, «не барское это дело», что, конечно, нужно исправлять.
- «Основное инспектирование» - провести анализ состояния оборудования и составить полный перечень неисправностей каждого конкретного станка, визуализировать на инфостендах рядом со станками и реализовать улучшения, исправляя обнаруженные проблемы.
- Актуализировать карты ТОиППР на станках с указанным временем на выполнение работ.
ВЫВОД
На каждом предприятии нужно создать эффективную комбинацию указанных направлений для развития собственной системы ТОиР. Также не нужно бояться вносить необходимые качественные изменения в ваше оборудование, как вариант, можно уведомлять письменно производителей об обнаруженных проблемах и соответствующих внедряемых улучшениях. После разработки и апробирования изменений все найденные эффективные решения стандартизируются, организационно обеспечиваются, актуализируются СОПы, а сотрудники обучаются выполнению актуальных работ.
Формат статьи не позволяет более полно и подробно знакомить Вас со всеми направлениями и лучшими практиками, поэтому более подробно и наглядно можно ознакомиться и обсудить эти и другие связанные друг с другом темы на семинарах Российского Фонда образовательных программ «Экономика и управление»:
- «Директор по производству - 2025». Курс повышения квалификации. (17-20 ноября 2025 г.)
- «Начальник цеха - 2025». Курс повышения квалификации. (17-18 ноября 2025 г.)
- Управление производством: практические решения для повышения производительности. Вечерний курс повышения квалификации, 60 ак. часов. (7 октября- 8 декабря 2025 г.)