Курс "Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль. Система электронного СМАРТ-контроля"
С 2026 года вступает в силу стандарт осуществления учреждениями внутреннего финансового контроля "Внутренний контроль". Стандарт устанавливает единые требования к организации и осуществлению внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, внутреннего контроля бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности. На основании стандартизированных правил учреждения должны принять свое положение о внутреннем контроле – основополагающий документ, определяющий политику внутреннего контроля во взаимосвязи с учетной политикой. Сделать это нужно до 31 декабря 2025 года с тем, чтобы с 01 января 2026 года начать работать по новым правилам. В сфере внутреннего контроля и аудита предполагается создание единой электронной среды автоматизированного контроля на базе единой цифровой платформы, которая позволит проводить измерения финансово-хозяйственной деятельности объектов контроля и внедрить инструменты управления рисками в управленческую деятельность.
Цель программы: рассмотреть вопросы организации внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, разобрать типичные нарушения и ошибки, выявляемые по результатам контрольных мероприятий, рассмотреть практику применения новых стандартов внутреннего госфинконтроля и реализации его результатов.
Курс предназначен для специалистов финансово-экономических подразделений федеральных и региональных органов власти, казенных, бюджетных и автономных учреждений.
Для выступления приглашены: заместитель руководителя Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России; к.э.н., Генеральный директор АО Система управления рисками и внутреннего контроля, действительный государственный советник города Москвы; Государственный советник Российской Федерации III класса, Заместитель руководителя направления по взаимодействию с федеральными органами власти, эксперт проекта по внутреннему контролю и рискам, Центр исследования бюджетных отношений; заместитель генерального директора ООО «НВА-Центр», руководитель; направления автоматизации процессов внутреннего контроля и аудита в федеральных органах исполнительной власти;
И другие эксперты/практики.
СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ
ПРИ ОБУЧЕНИИ В ONLINE-ФОРМАТЕ
СТОИМОСТЬ ДЛЯ ГРУППЫ СОТРУДНИКОВ ОДНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
До 5 человек – 28 400 руб. за участие группы
от 6-ти до 10 человек – 44 200 руб. за участие группы
от 11-ти до 15 человек – 61 800 руб. за участие группы
от 15-ти до 20 человек – 75 400 руб. за участие группы
По результатам обучения каждый участник получает
Удостоверение о повышении квалификации (16 акад. часов)
1. Внутренний финансовый аудит в главных администраторах бюджетных средств. Понятие и определение внутреннего финансового аудита, соотношение с ведомственным контролем. Принципы и задачи внутреннего финансового аудита (приказ Минфина России от 21 ноября 2019 г. № 196н), права и обязанности должностных лиц при его осуществлении (приказ Минфина России от 21 ноября 2019 г. № 195н). Приказ Минфина России от 18 декабря 2019 г. № 237н «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита». Федеральный стандарт по планированию и проведению внутреннего финансового аудита (утв. Приказом МФ РФ от 05.08.2020 № 160н). Федеральный стандарт по реализации результатов внутреннего финансового аудита (утв. Приказом МФ РФ от 22.05.2020 № 91н).
2. Методические рекомендации по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита. Методические рекомендации по организации ВФА (письмо МФ РФ от 28.04.2023 № 02-10-13/40269). Пример Положения об особенностях применения ФС ВФА (при наличии принятых полномочий по осуществлению ВФА. Методические рекомендации по оценке бюджетных рисков и ведению реестра бюджетных рисков (письмо МФ РФ от 11.09.2023 № 02-10-08/1/86333). Методические рекомендации по проведению мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков (письмо МФ РФ от 14.11.2023 № 02-10-08/1/108308). Методические рекомендации по составлению и утверждению плана аудиторских мероприятий и принятию решений о проведении внеплановых аудиторских мероприятий (письмо МФ РФ от 13.09.2023 № 02-10-08/1/88746). Методические рекомендации по формированию, утверждению и внесению изменений в программы аудиторских мероприятий (письмо МФ РФ от 21.09.2023 № 02-10-08/1/90065). Методические рекомендации по проведению аудиторских мероприятий (письмо МФ РФ от 27.09.2023 № 02-10-08/1/91855). Методические рекомендации по осуществлению консультирования субъектов бюджетных процедур (письмо МФ РФ от 26.09.2024 № № 02-10-08/1/93399). Методические рекомендации по оформлению результатов аудиторских мероприятий (письмо МФ РФ от 29.11.2023 № 02-10-08/1/114704). Методические рекомендации по определению критериев признания (непризнания) субъектами ВФА заключений. Методические рекомендации по составлению и представлению годовой отчетности о результатах деятельности субъекта ВФА (письмо МФ РФ от 17.11.2023 № 02-10-08/1/110272).
3. Практика построения и оценка эффективности системы внутреннего контроля в ГРБС и бюджетных организациях. Практические подходы к построению СВФК. Внутренний аудит как функция, выполняющая независимую оценку эффективности системы внутреннего контроля, методы и способы оценки. Отличие внутреннего контроля и внутреннего аудита. Перечень процедур внутреннего контроля есть в арсенале учреждения. Разработка, внедрение и оценка эффективности СВФК. Ответственность за несоблюдение внутренних бюджетных процедур. Варианты построения СВФК. Документальное оформление СВФК. Распределение обязанностей между сотрудниками при проведении мероприятий внутреннего контроля. Методика оценки эффективности СВФК.
4. Рекомендации по построению и оценке эффективности системы внутреннего контроля в ГРБС и бюджетных организациях. СМАРТ-контроль и реализация риск ориентированного подхода при проведении проверок.
5. Результаты контрольных мероприятий органов контроля, судебная практика. Нарушения, выявленные в ходе проверок исполнения финансово-бюджетной дисциплины (нарушения условий предоставления субсидий, нецелевое расходование бюджетных средств, нарушения в порядке принятия бюджетных обязательств). Нарушения в области ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и бухгалтерской (бюджетной) отчетности.
6. Организация системы внутреннего контроля в ГА(А)БС и бюджетных организациях. Особенности финансового и ведомственного контроля. Контрольная среда. Внутренний финансовый аудит ГА(А)БС: нормативное регулирование. Особенности применения федеральных стандартов ВФА в редакциях от 04.10.2023 и от 16.11.2023. Оценка надежности внутреннего контроля: бюджетный риск: выявление, индикаторы, оценка вероятности и степени влияния рисков с учётом причин и условий (обстоятельств) их реализации. Формирование реестра рисков. СМАРТ-контроль и реализация риск ориентированного подхода при проведении аудиторских мероприятий. Взаимодействие с органами ВГ(М)ФК.
7. Мониторинг качества финансового менеджмента. Правовое регулирование (Порядок мониторинга КФМ в редакции от 15.09.2023), цели мониторинга КФМ; подходы к формированию системы оценки КФМ на различных уровнях бюджетной системы; использование результатов оценки КФМ в системе управления бюджетными рисками. Формирование планов повышения КФМ. Рекомендации Минфина России (письмо от 28.04.2023 № 02-10-08/1/39512).
8. Контроль закупок в ВГ(М)ФК. Комментарии к изменениям в законодательстве, новые НПА, регулирующие порядок осуществление контрольных полномочий (Приказ Минфина России от 03.05.2023 № 60н). Планирование и осуществление закупок. Особенности исполнения контрактов в 2024 году. Обзор типовых нарушений, выявляемых органами ВГ(М)ФК, и последствия их нарушения. Меры административной ответственности, применяемые органами финансового контроля за нарушения законодательства о контрактной системе.
9. Внутренний государственный финансовый контроль, осуществляемый Казначейством России и органами внутреннего госмунфинконтроля на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. Распределение полномочий органов внутреннего госфинконтроля при осуществлении контроля, особенности их осуществления с учетом объектов контроля (межбюджетные трансферты, учреждения, юр. лица – получатели субсидий). Права и обязанности объектов контроля при осуществлении контрольной деятельности.
10. Цифровизация контроля в финансовой бюджетной сфере и формирование единой контрольной среды. Эффективность выполнения бизнес-процессов в государственных и муниципальных информационных системах. Переход от состязательной к партнерской модели на основе данных информационных систем и систем управления рисками. Цифровые профили объектов контроля. Вектор развития бизнес-процессов в госфинконтроле: информационные системы, цифровые метки, цифровые двойники, автоматизация недопущений, предупреждений и мер наказаний. Развитие цифровых платформ. Программные продукты, позволяющие проводить аналитические контрольные процедуры. Проблемы доступа к данным отдельных информационных систем.
11. Интеллектуальная поддержка процессов аудита в информационных системах. Недостатки действующих информационных систем аудита. Электронный реестр формулировок нарушений и автоматизация процессов аудита. Автоматизация полного цикла аудита и новые возможности в автоматизации процессов аудита. Автоматизированный анализ новых редакций нормативно правовых актов. Новые возможности при планировании и подготовке проверки. Выявление и фиксация нарушений в новой технологии. Составление плана устранения нарушений и анализ эффективности аудита. Использование электронного реестра нарушений аудиторами и организациями. Влияние новой автоматизированной технологии на качество управления организацией и эффективность аудита.
©РФОП Экономика и Управление, 2025г.
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в сети Интернет) и любое коммерческое использование без письменного разрешения РФОП Экономика и управление. При выявлении фактов нарушения авторских прав будут применяться методы их защиты, предусмотренные гражданским, административным и уголовным законодательством.