Курс "Цифровая трансформация социальной сферы. Электронные социальные услуги. Переход к принципам «социального казначейства»"
Цифровая трансформация включена в число приоритетных национальных целей развития страны на период до 2030 года (Указ Президента от 21.07.2020 № 474) и система социальной защиты не стала исключением — принята Концепция цифровой и функциональной трансформации социальной сферы до 2025 года. К 1 декабря 2022 года должна завершиться централизация основных информационных ресурсов Пенсионного фонда Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти в части сведений, используемых для подтверждения данных, предоставляемых заявителями в рамках оказания государственных и муниципальных услуг. На портале Госуслуги в период пандемии зарегистрировалось 12 миллионов новых пользователей; наиболее популярные, быстрорастущие услуги в е-формате - оформление социальных выплат, больничных, регистрация безработных, появились также электронные услуги, связанные с медико-социальной экспертизой.
Сотрудники учреждений с высокой экспертизой в области документов и специфике социальной работы, сталкиваются с серьезными затруднениями, когда нужно кардинально перестроить свою работу в связи с внедрением новых информационных систем, изменить регламенты работы и параллельно вести консультационную и разъяснительную работу среди населения. Очевидно - базовая вузовская подготовка (даже на уровне магистратуры) в области социальной работы, психологии и педагогики, управления персоналом, документоведения и архивоведения не готовит специалистов к современным требованиям рынка труда - навыкам цифровизации, работе с электронными социальными услугами.
В программе курса основные процессы цифровой трансформации социальной сферы; механизмы и практика перевода социальных услуг в электронный формат; работа с реестрами получателей и исполнителей социальных услуг.
Продолжительность обучения: 16 ак. часов. Занятия проходят два дня в неделю с 09-00 до 16-00. Все занятия транслируются в режиме on-line на личные компьютеры участников и доступны в записи в течение всего периода обучения.
Курс предназначен для руководителей управлений и начальников отделов ФОИВ и РОИВ, курирующих вопросы социальной политики, предоставления мер социальной поддержки, труда и занятости населения, руководителей управлений, начальников отделов региональных министерств и ведомств социального развития, труда и социальной защиты населения, работников управлений социальной защиты по муниципальным районам и округам, отделов по социальной политике и социальным выплатам, отделов по реализации региональных и муниципальных программ, отелов автоматизации и работе с базами данных, руководителей организаций социального обслуживания населения, учреждений социальной реабилитации, социальной адаптации.
Программа разработана с учетом требований Профессиональных стандартов «Специалист цифровой трансформации документированных сфер деятельности организации» (Приказ Минтруда России от 31.03.2021 № 192н) и «Консультант в области развития цифровой грамотности населения (цифровой куратор)» (Приказ Минтруда России 31.10.2018 N 682н).
Авторы и ведущие курса представители федеральных органов исполнительной власти (Минтруд России, Минцифра России, Федеральное казначейство), руководители успешных проектов по цифровизации процессов и организации чемпионатов профессионального мастерства по направлению цифровой трансформации; эксперты в отдельных прикладных отраслях (социальная сфера).
РАЗДЕЛ 1. ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ. ЭЛЕКТРОННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ.
- Реализация Концепции цифровой и функциональной трансформации социальной сферы до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2021 г. № 431-р): особенности применения на федеральном, региональном и муниципальном уровне на базе цифровых технологий. Обзор реализации проектов социального блока в сфере ИТ: проактивное уведомление гражданина о возможности получить пособие по безработице при увольнении; постановка на учет в качестве безработного и получение пособия по безработице в дистанционном формате; персонифицированное уведомление граждан о возникновении возможности получения мер социальной поддержки при возникновении таких жизненных событий, как рождение ребенка, установление инвалидности и наступление пенсионного возраста; выдача государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и другие.
- Риски цифровой трансформации: цена критической ошибки при обработке или внесении данных о человеке; вопросы защиты персональных данных; сбор мнений граждан о качестве предоставляемых услуг: мониторинг изменяющихся статусов или жизненных ситуациях людей после выплат. Неясно насколько адаптивной окажется эта система под новые вызовы, связанные с усилением бедности и неравенства в стране. Как работать с дефицитом цифровой инфраструктуры (скоростного интернета в отдаленных территориях) и цифровой грамотности граждан.
- Предпосылки создания единой цифровой платформы для ее использования Создание единой цифровой платформы для ее использования Минтрудом России, ПФР, ФСС и федеральными учреждениями МСЭ, а также переход к предоставлению региональных и муниципальных мер социальной поддержки в формате «Социального казначейства»: концепция и практика реализации. Поэтапный перевод на платформу всех процессов по назначению и предоставлению мер социальной поддержки. Информационно-коммуникационные технологии и качество обслуживания в социальном обеспечении. Как это скажется на человеке? Сократятся ли сроки получения различных преференций от государства? Какие возникают сложности и риски в области межведомственного взаимодействия? Проблема снижения муниципального и регионального разнообразия практик предоставления социальных услуг.
- О понятии цифровой трансформации доступно. Планирование деятельности структурных подразделений по вопросам цифровой трансформации документированных сфер. Информатизация, автоматизация и цифровая трансформация: сущность процессов. История развития, отличия, типичные задачи. С чего все начиналось: линейное программирование и решение оптимизационных задач. Множество понятий цифровой трансформации: индустрия, бизнес, управление и отличие от социального блока. Современная цифровая культура - понимание современных информационных технологий, их функционала, а также возможность грамотно использовать их в работе. Трудности цифровизации и цифровой трансформации организации. Управление изменениями и их эффект при трансформации бизнес-процессов.
- Стандарты цифровой трансформации: компетенция Ворлдскиллс. Команды цифровой трансформации – ключевые показатели эффективности, роли участников команды, способы применения цифровых технологий для анализа и решения социально-личностных и профессиональных проблем и процессов, определяющих жизнедеятельность в цифровом пространстве. Планирование деятельности структурных подразделений по вопросам цифровой трансформации документированных сфер деятельности организации. Подходы к структуре и компетенциям. Моделирование бизнес-процессов: как описать процесс в социальной сфере и чем процессы социального блока отличаются от бизнес-процессов, как это отразить и описать? Жесткая (каскадная) и гибкая система разработки ИТ. Жизненный цикл информационных систем.
РАЗДЕЛ 2. ПЕРЕХОД К ПРИНЦИПАМ «СОЦИАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА».
- Оказание государственных услуг и осуществление функций в формате «Социального казначейства». Формирование информации при принятии решений о введении мер социальной поддержки; обеспечения удаленного получения мер социальной поддержки гражданами; реализации единого стандарта предоставления мер социальной поддержки (типовые регламенты предоставления массовых социально значимых услуг в электронном формате на уровне субъектов РФ; оценка степени влияния получаемых гражданином мер социальной поддержки на изменение ситуации у гражданина - критерии и аспекты оценки.
- Принципы и подходы цифровой и функциональной трансформации социальной сферы в формате «Социального казначейства»: ориентация на потребности граждан и организаций (клиентоцентричность); переход на предоставление услуг, объединенных в клиентские сценарии (бесшовный клиентский путь); обеспечение получения услуги в любом из каналов обращения за услугой (единый портал); перепроектирование услуг в парадигме «изначально цифровые» при условии недопустимости полного отказа от офлайн-каналов предоставления услуг (омниканальность); отказ от разрозненной работы организаций по предоставлению услуг с последующей интеграцией информационных ресурсов, процессов и технологий (консолидация процессов ПФР, ФСС и федеральных учреждений МСЭ); цифровизация внутренних процессов организаций, переход к использованию юридически значимых цифровых записей; развитие межведомственной интеграции.
©РФОП Экономика и Управление, 2021г.
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в сети Интернет) и любое коммерческое использование без письменного разрешения РФОП Экономика и управление. При выявлении фактов нарушения авторских прав будут применяться методы их защиты, предусмотренные гражданским, административным и уголовным законодательством.