
Крылова О.В.,
эксперт-практик с многолетним опытом работы
на предприятиях тяжелого машиностроения,
ОПК, автомобилестроения, спецтехники.
2. Структура затрат на качество
затраты на соответствие продукции
затраты на несоответствие продукции
затраты на несоответствие, влияющие на имидж компании
3. Анализ затрат от несоответствующего качества продукции
4. Правильный и справедливый учет затрат на качество продукции – как организовать
5. Встроить система учета и анализа затрат на качество в организациюь
6. Заключение
1. Доля затрат на качество в обороте компании – статистика
Затраты на качество присутствуют в бюджете любой компании, и их доля в обороте может быть довольно существенна. Информация, опубликованная за последние годы в изданиях Института обеспечения качества Великобритании (Institute of Quality Assurance), Американского общества по управлению качеством (American Society for Quality Control) и Европейской организации по качеству (European Organisation for Quality) свидетельствует о том, что в тех компаниях, где затраты на обеспечение достигнутого уровня качества должным образом учтены, они могут составлять от 2% до 20% и более от оборота.
2. Структура затрат на качество
Конечно, это не только потери от несоответствующего качества. Возможная структура всех затрат на качество представлена ниже.
Затраты на соответствие продукции
- Предупреждающие затраты
Планирование качества
Проектирование и разработка оборудования для контроля и оценки качества
Анализ и верификация проекта
Калибровка и техническое обслуживание контрольно-измерительного и испытательного оборудования
Калибровка и техническое обслуживание производственного оборудования, используемого для оценки качества
Обеспечение качества у поставщика
Обучение в области качества
Аудит качества
Получение и анализ информации о качестве. Отчетность
Программы улучшения качества
- Оценочные затраты
Допроизводственный контроль
Входной контроль
Лабораторные приемочные испытания
Контроль и испытания
Оборудование для контроля и испытаний
Материалы, используемые в контроле и испытаниях
Анализ результатов контроля и испытаний, Отчетность
Контроль эксплуатационных характеристик
Рассмотрение и одобрение
Оценка запросов
Хранение протоколов
Затраты на несоответствие продукции
- Издержки внутренних отказов
Отходы
Замена, переделка, ремонт
Определение неисправностей, анализ дефектов/отказов
Повторный контроль и повторные испытания
Дефекты продукции субподрядчиков
Разрешение на модификацию и отступления
Повышение сортности
Простои
Затраты на несоответствие продукции
- Издержки внешних отказов
Рекламации
Рекламации в течение гарантийного срока эксплуатации
Забракованные и возвращенные изделия
Уступки
Потеря продаж
Издержки вследствие изъятия
Ответственность за качество продукции
3. Анализ затрат от несоответствующего качества продукции
Конечно все представленные на схеме затраты важны, но мне хотелось бы сделать акцент на тех затратах, которые на схеме выделены красным цветом. Важнейшим объектом для анализа в любой компании должно быть процентное соотношение затрат на несоответствующее качество и общего объема продаж. Поскольку затраты от несоответствующего качества могут быть компенсированы только частью прибыли.
Любое снижение этих затрат повышает прибыль. А невнимание к этим затратам, их неверный или неполный учет, желание скрыть их, в попытке выглядеть лучше, чем есть на самом деле – приводит не только к снижению финансовых показателей в компании, но также влияет на ее имидж как среди клиентов, так и среди иных заинтересованных сторон.
Насколько же существенными могут быть затраты от несоответствующего качества в общем объема затрат на качество? Типичное соотношение элементов затрат выглядит так: затраты на внешние и внутренние потери от выпуска несоответствующей продукции (НП) – 70% от общей суммы затрат, затраты на оценку и контроль – 25 % от общей суммы затрат, Затраты на предупредительные мероприятия – 5% о общей суммы затрат. Поэтому следуя принципу Парето, задавшись целью снижения затрат, начинать надо именно с затрат на НП, поскольку они составляют самую значительную часть общей массы затрат на качество.
4. Правильный и справедливый учет затрат на качество продукции – как организовать
Как же организовать правильный и справедливый учет затрат и как правильно идентифицировать затраты на качество?
Первый шаг — определить перечень элементов затрат, которые относятся к деятельности компании, и сгруппировать их. Определить приоритеты.
Второй шаг — назвать эти элементы таким образом, чтобы их смысл был ясен персоналу компании.
Третий шаг - (он в большей степени касается цифровизации процесса управления затратами) — назначить кодовые символы для каждого элемента. Это может быть, например, цифра, буква или их комбинация.
Общий смысл сбора данных по затратам на качество — отработать все элементы именно вашей структуры затрат и обеспечить руководство инструментом управления.
5. Встроить система учета и анализа затрат на качество в организацию
Требования должны быть установлены самой компанией, для внутреннего пользования, при этом не следует забывать, что собранной информации должно быть достаточно для проведения последующего анализа. Система учета и анализа затрат на качество, которая не согласована с существующими внутри организации особенностями не имеет шансов на успех. Эта система должна быть встроена в организацию, как бы “сшита по индивидуальной мерке”. Ее нельзя “взять с вешалки” уже готовую.
Заключение
В следующих статьях я более подробно остановлюсь на подходах к учету затрат на НП на всех стадиях жизненного цикла продукта – входной контроль, производство, гарантийно-сервисное обслуживание.
Для более подробного рассмотрения данной темы вы можете принять участие в семинарах и курсах Российского Фонда образовательных программ «Экономика и управление»: