Коптенко Е.Е.,
консультант - аудитор в сфере трудового законодательства, действующий руководитель кадровой службы
Конфликты – как неизбежность
Конфликты в рабочем процессе — это неизбежная и, к сожалению, неотъемлемая часть взаимодействия между людьми. Конфликты возникают по разным причинам – работник не согласен с руководителем или имеет свою точку зрения, руководитель предвзято относится к работнику, между коллегами вспыхивают ссоры и недопонимание. А порой, непреодолимым барьером для успешного взаимодействия является возраст, ведь разным поколениям присущи разные ценности, разные взгляды, разные методы воспитания, мировоззрение. Чтобы эффективно работать с конфликтами и обеспечить продуктивную атмосферу, успех в адаптационных, обучающих мероприятиях и производственных задачах, необходимо учитывать «Теорию поколений» и применять индивидуальный подход.
Теория поколений
Теория поколений предполагает, что люди, родившиеся в определённый период времени, имеют общие ценности, убеждения и опыт. Это может влиять на их поведение и отношение к конфликтам. Конечно, такая градация, хоть и довольно условна, позволяет определить и подобрать методы и технологии обучения с учетом индивидуальных особенностей.
- Поколение бэби-бумеров (1946–1964): ценит стабильность, уважение к авторитету и коллективизм. Может быть, склонно к конфликтам из-за различий в ценностях и подходах к работе.
- Поколение X (1965–1980): ценит независимость, гибкость и возможность самореализации. Может конфликтовать из-за различий в стиле работы и подходах к решению задач.
- Поколение Y (1981–1996): ценит сотрудничество, разнообразие и возможность самовыражения. Может конфликтовать из-за различий в ожиданиях и подходах к коммуникации.
- Поколение Z (1997–2009): ценит технологии, инновации и возможность быстрого достижения результатов. Может конфликтовать из-за различий в восприятии информации и подходах к обучению.
- Поколение альфа (с 2010 года): отличается высоким уровнем технологической грамотности и стремлением к самовыражению. Может конфликтовать из-за различий в ожиданиях от работы и подходах к коммуникации.
Особенности мышления разных поколений могут влиять на их восприятие конфликтов и подходы к их разрешению. Например, представители поколения Z и альфы могут быть более открытыми к новым идеям и подходам, в то время как представители более старших поколений могут предпочитать более традиционные методы.
Индивидуальный подход
Индивидуальный подход предполагает учёт особенностей каждого человека и его потребностей. Это помогает снизить вероятность конфликтов и повысить эффективность работы. Вот несколько принципов индивидуального подхода:
- Уважение к личности: признание уникальности каждого человека и его прав на собственное мнение и выбор.
- Поддержка и поощрение: помощь в развитии навыков и достижении целей.
- Гибкость: адаптация подходов к работе в зависимости от потребностей и возможностей человека.
Методы обучения в зависимости от типа поколения
- Поколение бэби-бумеров: традиционные методы обучения, такие как лекции и семинары, могут быть наиболее эффективными. Наставничество должно включать чёткие цели и ожидания.
- Поколение X: предпочитают самостоятельность и гибкость в обучении. Наставники должны предоставлять им возможность самостоятельно исследовать и экспериментировать.
- Поколение Y: ценят сотрудничество и обратную связь. Наставничество должно включать регулярные встречи и обсуждения.
- Поколение Z: предпочитают использование технологий и интерактивные методы обучения. Наставничество должно включать возможность работы с новыми инструментами и платформами.
- Поколение альфа: ещё слишком молоды для полноценной рабочей деятельности, но уже сейчас важно учитывать их склонность к использованию технологий и стремление к самовыражению. Наставничество должно быть ориентировано на развитие их технологических навыков и креативности.
И в заключении хочется отметить, что работа с конфликтами требует от наставника умения учитывать различия в поколениях, применять методы психологической разгрузки и индивидуальный подход. Это помогает создать позитивную атмосферу, повысить эффективность работы и достичь поставленных целей.
Более подробно по теме Bы узнаете на курсе профессиональной переподготовки: «Директор по персоналу / руководитель кадрового департамента: новые требования и лучшие практики» (2 октября 2025 г. - 2 февраля 2026 г.)