Современное корпоративное обучение всё больше фокусируется на предоставлении гибкости: сотрудники могут выбирать между очным обучением и просмотром записей, работать с заданиями в удобное время и даже сами определять формат освоения материала. Это правильно и соответствует принципам андрагогики — обучения взрослых. Однако нет ли здесь ловушки в подходе к оценке "лучших слушателей"?
Как пишет портал skillbox.ru, на Национальном форуме дополнительного профессионального образования (Форуме ДПО) «Человек и компетенции нового времени», организованном НИУ ВШЭ, представили результаты двух интересных исследований, посвящённых стратегиям поведения учащихся на онлайн-платформе, их вовлечённости и успеваемости. Оказалось, в долгосрочной перспективе успеваемость самых прилежных студентов, которые сразу принимались за домашние задания, была не выше, чем у тех, кто выполнял их в последний момент перед дедлайном, затрачивая минимум времени.
Обучение взрослых: в чём отличие от школьного и вузовского форматов?
Андрагогика — наука об обучении взрослых — уделяет ключевое внимание тому, что процесс освоения знаний у взрослого человека значительно отличается от учебы детей или студентов и должен быть максимально адаптивным. Это связано с накопленным опытом, индивидуальными предпочтениями и жизненными обстоятельствами.
Особенности взрослых обучаемых:
Сформированная цель и мотивация. Взрослые учатся не ради отметок, а ради практического использования знаний. Если содержание курса будет для них полезным и применимым, то они заинтересуются и освоят его, независимо от выбранного формата.
Разные стили обучения. Одни эффективно воспринимают информацию через групповое взаимодействие (визуалы и аудиалы), а другие предпочитают спокойное индивидуальное изучение материалов (кинестетики).
Ограничения по времени и условиям. Взрослые обучаемые часто испытывают ограничения из-за работы, семейных обязательств или других жизненных обстоятельств. Им важно иметь возможность адаптировать обучение под свои реалии.
Что оценивать: лучшие практики для специалистов по обучению
Специалистам по корпоративному обучению важно пересмотреть свои критерии определения "лучших слушателей". Ниже представлены несколько вещей, на которые стоит обратить внимание:
Как усваивается материал:
Не важно, участвовал сотрудник в живом вебинаре или смотрел запись. Оцените, насколько он понял материал и смог выполнить задания.
Применение знаний на практике:
Самый главный показатель успеха обучения. Как сотрудник использует полученные знания? Например, улучшились ли бизнес-процессы, выросла ли эффективность?
Индивидуальный прогресс:
Оценивайте прогресс относительно исходного уровня знания слушателя, а не между сотрудниками. Это создаёт справедливую и обоснованную систему оценки.
Осознанность в обучении:
Обратите внимание на вопросы и комментарии сотрудников: они показывают глубину их интереса и понимания, а не просто формальную активность.
Эффективное корпоративное обучение взрослых — это гибкость и адаптивность. Оценивать слушателей только по скорости выполнения заданий или активности "вживую" значит игнорировать реальную сущность обучения — помощь сотрудникам в освоении знаний и их применении в работе.
Используйте наши программы для обучения сотрудников!