
Ошкин Александр Александрович, Руководитель проектов повышенной сложности СРП-2 ПМ СТАНДАРТ, T-TPS, член ВОИР, член ABPMP
Оценка эффективности системы наставничества: критерии и подходы
Один из самых сложных вопросов, связанных со внедрением или развитием производственных систем – это оценка их эффективности. Этот вопрос применим к таким системам, как СМК (система менеджмента качества), СМБП (система менеджмент бережливого производства), СМНД (система менеджмента непрерывности деятельности) и ряду других.
В этой статье мы рассмотрим возможные критерии эффективности системы наставничества. Как оценить эффективность наставничества? Что и как может обеспечивать системный подход в развитии наставничества на предприятии? Оцениваете ли Вы эффективность системы наставничества в Вашей организации? Каким образом и как часто? Какие выделены критерии эффективности? Какие критерии эффективности системы наставничества Вы считаете достаточными?
Недостаток четких критериев и необходимость анализа практик
1 марта 2025г. вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации». Нас интересует статья 351 «Особенности регулирования труда работников, выполняющих работу по наставничеству в сфере труда». Однако Закон не содержит однозначного ответа на выше поставленные вопросы. В таком случае необходим анализ лучших мировых и российских практик, их адаптация с учетом особенностей процессов, менталитета, корпоративной культуры и ряда других факторов.
Проблемы текущей практики и необходимость отчетности
В большинстве компаний не подводятся итоги работы системы наставничества за календарный год. Поэтому сложно прослеживать изменение эффективности от года к году. Например, нет реестра (списка) наставников. Подобный реестр облегчит формирование отчетов и итогов работы за год. Нет данных (в свободном доступе) по количеству наставляемых за квартал, за год. Нет презентаций или иных отчетов по итогам работы за год. Таким образом, необходимо ежегодное подведение итогов работы системы наставничества. Возможный формат: презентация объемом 10-15 слайдов. В эту итоговую презентацию включить критерии эффективности, которые можно поделить на качественные и количественные.
Количественные критерии эффективности системы наставничества
- Возможные количественные критерии эффективности системы наставничества:
- количество наставников действующих,
- количество наставников потенциальных (заинтересованных, но еще не прошедших обучение и подготовку),
- количество наставляемых (учеников, стажеров, практикантов),
- длительность периода наставничества (может отличаться в зависимости от профессии – от 1-2 месяцев до 4-6 месяцев),
- доля (процент, %) наставляемых, прошедших аттестацию,
- доля (процент, %) наставляемых, оставшихся работать в компании (0,5 года, свыше 1 года),
- Какие из них выбрать для оценки эффективности системы зависит от внутренних заинтересованных сторон (ЗС, заинтересованные лица, они же – стейкхолдеры).
Лица, заинтересованные в развитии системы наставничества
- руководители подразделений, в которых есть потребность как в учениках, так и в наставниках
- ТОП – менеджмент, директора по направлениям, их заместители.
Порядок действий для выявления требований к системе наставничества
Крайне желательно провести интервью, опросы, анкетирования с целью выявить их пожелания к системе наставничества, ожидания, какие потребности существуют и задачи, которые необходимо закрыть. После этого провести встречу с ТОПами. Формализовать и задокументировать их требования к системе наставничества. Например, использовать матрицу отслеживания требований. Еще один из возможных критериев эффективности системы наставничества – снижение текучести кадров. Также, количественно можно оценить рост производительности труда, повышение выработки стажеров, снижение брака и т.п.
Качественные критерии эффективности системы наставничества
Качественные критерии эффективности системы наставничества – такие, как: лояльность, удовлетворенность, вовлеченность учеников, наставников, внутренних Заказчиков (ЗС) системы наставничества. Однако, эти критерии не всегда имеют понятные и однозначные измерители.
Рекомендации по выбору критериев оценки эффективности системы наставничества
- Количество наставников: действующих и потенциальных.
- Количество наставляемых (за период, например, 1 год)
- Сколько учеников пришло к нам и осталось? % удержания новых сотрудников
- Доля, % брака (выхода годных) у новичков.
- Пункт 4 в пересчете на рубли?
Если Ваше предприятие только в самом начале пути развития системы наставничества и никогда ранее не оценивало эффективность этой системы, то на первых этапах нет задачи применять все критерии. Достаточно в первый год оценки выбрать 2-3 критерия, важнейших с точки зрения внутренних ЗС. На следующий год оценки – промониторить текущие изменения, и, возможности, добавить еще 1-2 критерия.
Более подробно с тем, как оценить эффективность системы наставничества - на семинаре Российского Фонда образовательных программ «ЭФФЕКТИВНОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО НА ПРЕДПРИЯТИИ – 2025»